Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский «Супермент» — забытый близнец комиссара Каттани

В середине восьмидесятых советские зрители познакомились с комиссаром Каттани, героем итальянского сериал «Спрут», рассказывавшем о противостоянии полиции и мафии. А ближе к концу десятилетия, когда наша страна сделала резкий поворот и когда у нас начала зарождаться собственная мафия, появилась идея придумать и собственного киношного Коррадо Каттани. Занялся этим режиссёр Валерий Харченко.

Кадр из фильма «Супермент»
Кадр из фильма «Супермент»

Основой для фильма послужила повесть Николая Псурцева «Супермен», которую он написал в 1989 году.

Повесть рассказывала о сотруднике УГРО, который считает себя эдаким суперменом, но, столкнувшись с влиятельными людьми, оказывается не у дел. Его увольняют из УГРО,

так что он оказывается перед выбором: сдаться или бороться с преступностью в одиночку. Конечно, супермену из уголовного розыска не чужды человеческие слабости и даже кое-какие пороки, но он всё равно пытается противостоять прогнившей системе.

Надо сказать, что Николай Псурцев не только был журналистом и писателем, но сам успел поработать в МУРе, так что изнанку милицейских будней знал не понаслышке. Интригующий персонаж, тот самый старший уполномоченный, и заинтересовал Валерия Харченко. Режиссёр увидел в нём не просто милиционера нового времени, а советского комиссара Каттани. Именно о нём, отечественном собрате итальянского борца с мафией, и начали создавать фильм. Картина позаимствовала название у повести, хотя иногда название указывают и как «Супермент».

Работа началась с поиска главного актёра. Казалось, что найти подходящий типаж будет легко, однако Харченко одного за другим отвергал претендентов. Ему

требовался исполнитель, напоминавший Микеле Плачидо, сыгравшего Каттани, одновременно интеллигентный и дерзкий,

но среди приходивших на пробы таковых не нашлось. Но потом неожиданно вспомнили о латвийце Улдисе Вейспалсе. Улдис уже не раз снимался в кино, хотя и во второстепенных ролях, а ещё он был опытным каскадёром, что для ленты с перестрелками и погонями было весьма кстати. На Харченко произвела впечатление и мужская харизма Вейспалса:

яркая внешность в сочетании с уверенностью в себе как раз и были нужны советскому Каттани.
Фото со съёмок. Уилдис Вейспалс
Фото со съёмок. Уилдис Вейспалс

Увы,

голоса Вейспалса в ленте не слышно: из-за акцента его пришлось переозвучить,

и сделал это Михаил Филиппов. Любопытно, кстати, что в то время

Улдис Вейспалс был заведующим кафедрой актёрского факультета Рижской консерватории.

К счастью, руководство позволило ему совмещать работу и съёмки.

На другие роли Валерий Харченко умышленно пригласил в картину актёров малоизвестных, а некоторых даже нашли случайно. Так, одного из самых «крутых» персонажей сыграл непрофессиональный исполнитель Константин Роднин, найденный на концерте в «Лужниках»,

Фото со съёмок. Константин Роднин и Уилдис Вейспалс
Фото со съёмок. Константин Роднин и Уилдис Вейспалс

роль жены главного героя отдали словацкой актрисе Деане Хорватовой, ещё две женские роли исполнили Мария Авдюшко и Клара Белова. 22-летнюю Марию тоже нашли в Прибалтике, она тогда училась в Таллинской музыкальной академии. Несмотря на молодость,

Мария была актрисой с опытом, поскольку в кино попала ещё девочкой.

Талант ей передался от родителей: знаменитого отца Виктора Авдюшко и матери, эстонской актрисы Лийны Орловой.

Фото со съёмок. Мария Авдюшко и Уилдис Вейспалс
Фото со съёмок. Мария Авдюшко и Уилдис Вейспалс

Клара Белова, которой достался образ «роковой дамы» времён перестройки, попала на площадку в какой-то мере благодаря протекции, поскольку была женой Валерия Харченко. Впрочем, говорить о блате тут не приходилось:

Белова была уже актрисой с обширной фильмографией, её много снимали и другие режиссёры, так что свой дар она давно подтвердила.

Приключения супермена-супермента растянулись на две серии, хотя многим зрителям из-за этого история показалась чрезмерно длинной. Участники съёмок остались довольны результатом, но говорить, что они действительно сделали аналог знаменитого итальянского детектива, сложновато.

Даже в девяностые годы фильм прошёл без особого ажиотажа, а сегодня о нём и вовсе не вспоминают.

Скорее всего, виной тому любимая тема перестроечного кино про слияние криминала и чиновничьего аппарата и кинематографическая эстетика тех лет. И то, и другое оказалось временным, и аудитория быстро утратила интерес к таким лентам, устав от чернухи.

А вы знали, что у нас тоже был свой супермен? Понравился ли вам советский Каттани?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-5