Далеко не первый год идут баталии за и против ЕГЭ. А впрочем, они были всегда — все 20 лет существования этой формы итоговой аттестации выпускников.
А сейчас количество разговоров о скорой отмене заметно увеличилось, причем уже на уровне Госдумы.
Вот что заявил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев: «То, что его отменят, я практически в этом уверен. ЕГЭ, как система, себя не оправдала и возвращение к традиционному формату, оно, конечно, должно быть. В том числе в этом заинтересованы вузы».
Иными словами, депутаты обещают, что учащимся скоро придется вернуться к старому формату выпускных и вступительных экзаменов.
Только так ли хорош был этот формат?
Целью введения ЕГЭ было уничтожение коррупции и кумовства при поступлении в вузы. Сдача вступительных экзаменов, особенно, устных — это далеко не самое справедливое мероприятие (мягко говоря). Учащегося с одними и теми же знаниями можно как завалить дополнительными вопросами, так и продвинуть, поставив высший балл, не обращая внимания на некие недочеты в его ответах.
А некоторые товарищи в прежние времена вообще могли поступить «по звонку», никаких экзаменов не сдавая.
Разве это справедливо?
Впрочем, понятно, почему именно вузы больше всего заинтересованы к возврату прежней системы.
Ведь благодаря ЕГЭ в приличный вуз может поступить любой умный ребенок из провинции, никто его теперь локтем не отодвинет и назад не пошлет.
Далее. Никто из противников ЕГЭ так и не смог внятно объяснить, что же конкретно им не нравится.
Утечки данных, 100-балльники из Дагестана, угадайка — все это было, но теперь исключено. Задания вскрываются и распечатываются прилюдно, в самом начале экзамена. Кругом видеокамеры, общественные наблюдатели и т.д. Списать в туалете со шпаргалок, конечно, можно, но сложно. Да и сами задания непростые, требующие анализа данных, аргументации, в общем, крепких знаний. Двоечник на хорошие баллы «на удачу» не сдаст.
Критикуют ЕГЭ за то, что он заставляет не размышлять, а зубрить справочные материалы. Но как мы уже сказали выше, это не так. Развернутый ответ в задаче или эссе по гуманитарным предметам требует как раз размышлений, а не тупого заучивания. Впрочем, а разве раньше, в эпоху ответов по билетам, совсем не нужно было ничего зубрить?
«Зачем эта нервотрепка, это мучение для детей, — стонут некоторые родители, — как раньше было хорошо: сдавали экзамены в своей школе под присмотром своих учителей — и все было спокойно».
Да, действительно. Нервотрепки и требований сейчас больше. Но, с другой стороны, и в вузы-то нужно далеко не всем.
А в этом году появилась альтернатива: государственные выпускные экзамены (ГВЭ). Они намного проще ЕГЭ, сдаются ради получения аттестата теми ребятами, кто планирует поступать в колледжи.
Минпросвещения говорит, что введение этой формы итоговой аттестации вынужденно введено только на период пандемии. А потом, мол, все вернется на круги своя, ЕГЭ будут сдавать все 11-классники без исключения. Однако думается, что возвращать ничего не надо. Пусть будут и ЕГЭ, и ГВЭ. Давайте подождем немного, поучимся несколько лет при такой системе, вдруг понравится. Заодно и «отцепим» школу от ЕГЭ: пусть школа не занимается усиленным натаскиванием к ЕГЭ, а дает знания по всей школьной программе, как полагается.
А возврата к старой системе поступления с ее билетами и коррупционными рисками - спасибо, уже не надо.