Одна из самых знаменитых картин в русской живописи написана Иваном Крамским. Художник сумел запечатлеть на полотне секундную встречу глазами с проезжавшей в экипаже по Невскому проспекту молодой девушкой, кинувшей слегка наделённый взгляд в сторону. В историю она вошла под емким названием «Неизвестная». Картина прекрасно передала эмоции, которые будто бы испытывает эта особа. Но кем же была модель художника, смогли ли это установить?
«Неизвестная» относится с числу классических картин, которые видели почти все и которые уже стали частью русской культуры. При этом она остаётся и одним из самых загадочных полотен, вызывающих до сих пор немало вопросов. Само название, появившееся не стихийно, а подаренное непосредственно творцом, создаёт ореол таинственности. Кто же она? Почему ее имя не известно? Была ли изображённая девушка настоящей или это лишь фантазийный образ?
Впервые общество увидело картину на выставке передвижников в 1883 году. Иван Крамской очень волновался перед моментом, когда впервые представил «Неизвестную». Настолько, что сбежал, а когда вернулся, его чуть не порвали на куски — восторженная толпа добивалась имени модели.
80-е годы 19 века, когда и создавалось это полотно, Крамской встретил в глубоком горе. Незадолго до этого он потерял двоих детей и заболел сам — аневризма сердца. Крамской чувствовал: ему осталось недолго. И принялся искать спонсора: проработав всю жизнь на заказ, он мечтал посвятить хотя бы год чистому творчеству. Именно в этот период и рождается картина, ставшая самым громким событием 11-й выставки Товарищества передвижников: портрет «Неизвестной».
Она сидит в экипаже, красивая и нарядно одетая, и смотрит на зрителя сверху. Молодая женщина едет в открытом экипаже через центр Петербурга — на заднем плане легко узнается Александринский театр и Аничков дворец. Одета девушка, как нетрудно догадаться, по последнему писку моды: на ней шляпа «Франциск», на руках «шведские» перчатки — сшиты из тончайшей кожи, вывернутой изнанкой наверх. Девушка носит пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и атласом, у нее муфта и золотой браслет — все модное, дорогое и элегантное.
Но именно это выдает в девушке не аристократку, а даму полусвета, возможно, куртизанку или возлюбленную важного человека, который сделал ей такие дорогие подарки ю. Крепостное право в то время отменили, шла промышленная революция, и не все князи и графы оказались успешными бизнесменами. Денег, чтобы следовать моде, у немалой части знати уже не было. Поэтому между собой они договорились: за трендами бегает только всякий недостойный люд, а настоящие аристократы не гоняются за модой, у них и так достаточно наследственных предметов одежды, которые покажут их происхождение. Отсюда и пошли все выводы о девушке и ее моральном облике от зрителей, пришедших на выставку и увидевших картину. Раз она в каждом элементе своего образа старается соблюдать модные тенденции, значит к родовитым фамилиям отношения не имеет. Но где взяла деньги? Наверняка, от богатого почитателя. Многие даже возмутились таким развратом: из-за «Неизвестной» выставка получила, как бы сейчас выразились, статус «18+».
Сам Крамской отказался отвечать на вопрос, кто изображён на картине. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Так что все, что остаётся - довольствоваться догадками. Отсюда и берётся настоящее детективное расследование об имении таинственной незнакомки.
По одной из версий, на картине изображена дочка художника, Софья. Стал бы Иван Николаевич писать дочь в подобном образе? Никаких подтверждений этому нет.
По другой, Крамской вдохновился крестьянкой Матреной, которая вопреки всем неписанным правилам стала женой дворянина Бестужева. Кто именно из знаменитого рода Бестужевых стал героем этой истории - не упоминается. Это, с одной стороны, придаёт легенде ещё большей загадочности, а с другой делает ее невозможной. О таком наверняка было бы прекрасно известно в свете, а тут даже имя не сохранилось.
По третьей, перед нами Екатерина Долгорукая, «гражданская жена» императора Александра II. Но что-то не сходится: за два года до написания картины Долгорукую выслали из Петербурга, она была в опале. Зачем Крамскому, финансово зависевшему от императорской семьи, привозить на выставку картину с неугодной княгиней? Он не мог так рисковать.
Есть ещё версия, что героиня картины - некая лезгинка из Кусары. Опять же, о ком идёт речь - не известно, так что это мало похоже на ответ.
Ни одна из гипотез не выдерживает проверки, отчего картина все также остаётся покрыта тайной.
Сейчас картину можно встретить в Третьяковской галерее. Ее обожают на Востоке — в Японии и Корее она даже ценится выше «Джоконды».