Окончание
Настало время рассказать то главное, что заставило меня, человека XX – XXI века, не историка, заинтересоваться личностью и деяниями императрицы Марии Фёдоровны. В моём понимании Мария Фёдоровна есть воплощение Долга в самом широком смысле слова – долг перед мужем, долг перед своими детьми, долг перед одинокими матерями и их детьми, долг перед новой Родиной – Россией! И свой непомерный Долг Мария Фёдоровна несла неотступно, не делая поблажек ни себе, ни своим немногочисленным сотрудникам.
Из года в год каждое утро, в девять часов, начинался рабочий день Марии Федоровны. Ровно в девять, императрица уже сидела за своим столом, изучала представленные на подпись документы, проекты, сметы, деловые письма, прочие рабочие бумаги. Вышколенные секретари не смели опаздывать даже на минуту.
Всю предварительную работу выполнял секретариат её Величества, надзор за исполнением принятых решений, за выделением средств и их расходованием осуществляла сама императрица и возглавляемый ею Опекунский совет. Она сама вела деловую переписку с руководителями учреждений созданного ею ведомства.
Долг! Требовательная к другим, императрица была еще более требовательна к себе. Ежемесячно по очереди объезжала все свои столичные учреждения, с 9 утра и до 17 часов, по заранее составленному маршруту, потом визит к императору-сыну, отдых, а вечером, в Зимнем дворце, приём посетителей. Будучи творческой личностью, находила какое-то время для выполнения своих разноплановых работ, будь то живопись, камеи, памятные медали, либо другие высокохудожественные изделия.
Так уж распорядилась история, что «сильной» императрицей, которая проявляла в полной мере свой твёрдый и целеустремлённый характер, свою власть, силу, могущество, Мария Федоровна смогла стать только после того, как стала вдовой, не при муже-императоре, а при сыновьях, сначала при Александре I, а после его смерти - при Николае I.
И после смерти Павла I, по желанию императора Александра, теперь уже вдовствующая императрица, по-прежнему, продолжает заведовать Смольным и двумя воспитательными домами в Петербурге и Москве. Но, по её мнению, этого для огромной страны мало, и Мария Фёдоровна решает активно заняться созданием новых учреждений, направленных на защиту материнства и детства, для развития женского образования, созданием больниц «для бедных», «вдовьих» домов, «домов призрения», приютов, «садовых» и ремесленных и прочих училищ.
Всего к концу 1828 года в систему благотворительных заведений, созданной Марией Федоровной, входили 43 учреждения в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Таганроге, Севастополе . До 1917 года все её учреждения входили в состав государственного «Ведомства учреждений императрицы Марии», после революции какие-то учреждения были закрыты навсегда, а остальные «растворились» в новых структурах управления, остались только архивные документы об участии Марии Фёдоровны в истории их возникновения.
Вот перечь некоторых из этих учреждений, известных мне под нынешними наименованиями:
"Потомок" Императорского Повивального Института - НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта, Санкт-Петербург
Мариинская больница, Санкт-Петербург
Больница им. Склифосовского, «Склиф», Москва
1-я Градская больница, Москва
"Потомок" ремесленного училища - МВТУ им. Баумана, Москва
Историки этот список, несомненно, продолжат…
Опекунский совет, созданный Марией Федоровной, для управления всеми учреждениями, работал блестяще. Капитал Опекунского совета в 1797 году не превышал 16 млн. рублей, в 1829 году капитал составлял 623 млн. рублей. Средства расходовались столь рационально, что появилась возможность в течение 3-х лет предоставлять деньги (по 400 тысяч в год) «в долг» для строительства Мариинской водной системы (нынешний «Волго-Балт»). Неудивительно, что построенную систему назвали «Мариинской»!
Именно Марии Федоровне принадлежала идея создания патроната. Смертность младенцев в воспитательных домах была высокая, несмотря на улучшение качества их содержания, к тому же, число брошенных детей исчислялось тысячами, и императрица принимает решение о размещении брошенных младенцев в крестьянских семьях за плату.
Для управления системой патроната была создана специальная комиссия, которая обязана была объезжать деревни, в которых содержались воспитанники. Для этих детей также дополнительно были построены больницы. Система патроната позволила увеличить количество питомцев воспитательных домов и резко снизить смертность среди них. К 1828 году в Московском воспитательном доме числилось почти 24 тыс. детей, в Петербургском - более 22 тыс.
При всём при этом, Мария Фёдоровна участвовала в воспитании своих детей, затем своих внуков. Она была строга, но справедлива, все её дети и внуки вспоминали её с любовью. Более того, своё чувство долга она сумела передать своим детям и внукам.
Все её дочери продолжили дело благотворительности, насколько им жизни было отпущено Господом. Не всем им было суждено прожить долгую жизнь – Александра Павловна, палатина Венгерская, и Елена Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская, умерли молодыми в родах. Но в Венгрии и в Германии оставили о себе добрую память!
В память ещё одной дочери Марии Фёдоровны - Анны Павловны, королеве Нидерландов, стоит в Гааге памятник, а также названы её именем площадь и улица, второй конный памятник ей же, стоит в городке с выразительным названием Anna Paulowna. Эти памятники - благодарность за её разностороннюю благотворительность.
В честь внучки Марии Фёдоровны Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской, названа улица и поставлен памятник в Вюртемберге - от благодарных подданных, за её кипучую благотворительную деятельность!
Внук Пётр Георгиевич Ольденбургский ,будучи управляющим «Ведомства учреждений императрицы Марии», внёс многолетний неоценимый вклад в развитие сети благотворительных учреждений в России, за что перед оградой Мариинской больницы в Санкт - Петербурге ему был поставлен памятник (снесён после революции, на сохранившимся постаменте сейчас символ медицины - чаша со змеёй).
Правнучка Марии Фёдоровны, дочка Петра Ольденбургского, вошла в историю как православная святая Александра Киевская, создательница сети церковных и благотворительных учреждений в Киеве.
Вот так воля и дух Марии Фёдоровны воплощался в делах её потомков, во славу и преуспевание России!
По своей разноплановости и кипучей энергии Мария Фёдоровна напоминает «Царя-плотника» Петра Великого. Если не считать единолично правивших императриц с их безграничными возможностями, то в российской истории и по сегодняшний день нет другой женщины, сделавшей столько для России! Родить десятерых детей (только одна девочка умерла в возрасте 3-х лет), воспитать из них достойных людей, всю жизнь заниматься творчеством (живопись, токарные работы по кости и янтарю, камеи, медали), создать и развивать систему благотворительности, детского и женского образования!
Как жаль, что наши современники не имеют представления о масштабе личности, творчестве, деяниях великой женщины Марии Фёдоровны Романовой!
А напоследок, в память Марии Фёдоровны, несколько фотографий её любимого Павловского парка и дворца.
Приятного просмотра!