Ещё 50-60 лет назад эти монстры наводили ужас на миллионы кинозрителей. По прошествии такого количества лет классические фильмы ужасов скорее можно рассматривать как милые комедии с куклами вместо летучих мышей, с картонными надгробиями и резиновыми осьминогами. Однако именно эти фильмы в своё время оказали громадное влияние на развитие американской и мировой поп-культуры, привели классических чудовищ к определённому канону, а также стали неиссякаемым источником различных пародий.
Сегодня я расскажу вам о пяти классических фильмах ужасов, которыми вполне можно поднять себе настроение в Хэллоуин.
"Дракула" (1931 г.)
Жанр: мистика, ужасы
Режиссёр: Тодд Броунинг
Авторы сценария: Хэмилтон Дин, Джон Л. Балдерстон, Гаррет Форд
Страна: США
В ролях: Бела Лугоши, Хелен Чэндлер, Эдвард ван Слоун, Дуайт Фрай, Дэвид Мэннерс и др.
Великая классика; фильм, положивший начало классической серии фильмов ужасов студии Universal - своеобразной хоррор-вселенной, фильмы которой выходили и имели большой успех в 1930-40-е годы. Да, "Дракула" режиссёра Тодда Броунинга - фильм, с которым должен ознакомится каждый уважающий себя киноман.
Именно в этой постановке, которая, кстати, в большей степени опирается на бродвейский спектакль Хэмилтона Дина, чем на готический роман Брэма Стокера, миру явился классический Дракула - мужчина средних лет в опереточном плаще и с зализанными волосами. Впервые актёр венгерского происхождения Бела Лугоши примерил образ вампира всё в той же бродвейской постановке в далёком 1926-м. Оттуда и прикочевал на киноэкран...
Выпущенный 14 февраля 1931-го года, фильм стал большим кассовым хитом, ибо подавался как "история самой невероятной любви из известных миру".
Помимо американской версии фильма, в тех же декорациях и с теми же костюмами, но по несколько другому сценарию и с другими исполнителями, параллельно снималась так называемая "испанская версия" "Дракулы". Фильм делался испанскими и мексиканскими кинематографистами для проката в испаноязычных странах. А так как американский прокат испанский "Дракула" миновал, то миновал он и голливудское цензурное уложение, что позволило испанской версии стать более длинной и более кровавой.
У англоязычной версии есть ряд продолжений - "Дочь Дракулы" (1936 г. - весьма недурное кино, кстати!), "Сын Дракулы" (1943 г.), "Дом Дракулы" (1945 г.)
"Франкенштейн" (1931 г.)
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссёр: Джеймс Уэйл
Авторы сценария: Джон Л. Балдерстон, Фрэнсис Эдвард Фараго,
Гарретт Форт, Роберт Флори, Джон Расселл
Страна: США
В ролях: Борис Карлофф, Колин Клайв, Мэй Кларк, Эдвард ван Слоун, Дуайт Фрай и др.
Главным конкурентом лугошевского Дракулы в борьбе за титул самого культового киномонстра всех времён был Франкенштейн, явившийся миру в том же 1931-м году в фильме весьма талантливого театрального и кинорежиссёра Джеймса Уэйла (о судьбе этого человека снят прекрасный фильм "Боги и монстры" с сэром Иэном Маккеленом в главной роли).
Роль Монстра могли сыграть Бела Лугоши и "человек с тысячей лиц" Лон Чейни, однако первый отказался по соображениям "несексуальности" роли, а второй скончался незадолго до начала съёмок. Тогда выбор пал на британца Уильяма Генри Пратта более известного под псевдонимом Борис Карлофф. Джеймс Уэйл лично встретился со своей будущей звездой и, будучи поражён его суровой внешностью, сделал первый эскиз грима монстра. В дальнейшем, на съёмочной площадке, грим воплотил известный мастер создания устрашающих персонажей, гримёр Джек Пирс. По ходу съёмок Карлофф ходил по студии с бумажным мешком на голове, дабы не допустить утечек - внешность Монстра должна была стать шокирующим сюрпризом для неискушённой публики начала 1930-х.
Ход сработал на "ура" - на тестовых показах фильма продюсеры потребовали вырезать часть уж очень страшных сцен, а также добавить небольшой пролог, в котором зрителя предупреждали бы о жуткостях, происходящих в фильме. В прокате "Франкенштейн", производственный бюджет которого составил 262 000 долларов, стал самой настоящей бомбой и собрал порядка 12 млн.
В наше время фильм может нагнать жути разве что на человека неискушённого или очень восприимчивого, но и приступов истерического смеха (в отличие от того же "Дракулы") он не вызовет.
"Франкенштейн" Джеймса Уэйла показал миру каноничного Монстра - со спиленной головой, грубыми чертами лица и швами. Кроме того, именно во "Франкенштейне" появился архетипичные образы сумасшедшего учёного и его горбатого помощника, которые потом кочевали из фильма в фильм.
Это великое кино, которое очень даже стоит посмотреть!
"Мумия" (1932 г.)
Жанр: ужасы, фэнтези
Режиссёр: Карл Фройнд
Авторы сценария: Джон Л. Балдерстон
Страна: США
В ролях: Борис Карлофф, Эдвард ван Слоун, Цита Йохан, Дэвид Мэннерс и др.
Третьим китом хоррор-франшизы Universal стал фильм "Мумия" 1932 года. По сравнению с Франкенштейнами и Дракулами, Мумия была относительно новым монстром - с открытия гробницы Тутанхамона прошло каких-то десять лет, и интерес публики к египетским тайнам и ужастикам ещё был велик.
Режиссёр фильма, Карл Фройнд был выдающимся оператором. В числе прочего, он работал с немецким режиссёром Фрицем Лангом над его этапным фильмом, антиутопией "Метрополис" (1927 г.), а также - над фильмом Тодда Броунинга "Дракула". Именно с "Дракулой" часто сравнивают "Мумию" - по сюжету, мизансценам и отдельным персонажам. Также в фильме блеснули две крупные звезды ужастиков 30-х - Борис Карлофф (он и сыграл ожившую мумию жреца Имхотепа) и Эдвард ван Слоан.
И хотя Мумия не породила такого культа, как её предшественники из этого списка, она тоже стала весьма и весьма популярной. Вольными ремейками именно этой картины являются блокбастер 1999-го года "Мумия" с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс в главных ролях и его продолжение, "Мумия возвращается".
"Мумия", если и не напугает современного зрителя, то, по крайней мере, заставит досмотреть себя до конца. Из всех классических ужастиков представленных здесь, "Мумия" является, пожалуй, самым захватывающим зрелищем.
"Тварь из Чёрной Лагуны" (1954 г.)
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссёр: Джек Арнольд
Авторы сценария: Моррис Зимм, Гарри Эссекс, Гарри Росс
Страна: США
В ролях: Антонио Морено, Бен Чепмен, Джули Адамс, Ричард Деннинг и др.
За следующим культовым монстром нам придётся отправится на 22 года вперёд, в 1954-й. Новое время требовало новых героев и нового подхода к созданию фильмов ужасов. Ядерная истерия породила множество устрашающих мутантов, самым известным из которых, естественно, стал заглавный герой японского сай-фая "Годзилла". Однако назвать фильм Исиро Хонды ужастиком в полном смысле этого слова не получается, и потому мы остановимся на "Твари из Чёрной лагуны".
Чудик, потревоженный археологами и открывший сезон охоты на двуногих млекопитающих, по дурости забредших в его лагуну, оказал большое влияние на жанр фильмов ужасов, а в США он и по сей день считается культовым персонажем. Помимо оригинального фильма 1954-го года, в серии существуют два продолжения, "Месть Твари" (1955 г.) и "Тварь ходит среди нас" (1956 г.). Кроме того, тема с зелёными монстрами, проживающими во всяких тёмных водоёмах множество раз использовалась киноделами. Вспомнить хотя бы серию ужастиков их 80-х "Болотная тварь" (1982-1989 гг.).
"Невеста Монстра" (1955 г.)
Жанр: ужасы, фантастика
Режиссёр: Эдвард Вуд-младший
Авторы сценария: Эдвард Вуд-младший, Алекс Гордон
Страна: США
В ролях: Бела Лугоши, Тор Йохансон, Лоретта Кинг, Тони Маккой, Пол Марко и др.
Эдвард Вуд-младший - личность легендарная, если не сказать культовая. Признанный худшим режиссёром всех времён и народов, Вуд, тем не менее, успел оставить после себя довольно яркий след. Наиболее известен его фантастический фильм "План 9 из открытого космоса", признанный, вслед за своим создателем, худшим фильмом всех времён. "План 9" был снят в 1956-м, однако выпущен только спустя три года - ни один нормальный дистрибьютор не хотел прокручивать ленту с картонными надгробиями и рубками космических кораблей со шторками от душа. Однако и у Вуда были хорошие времена и даже кассовые успехи. Таким был, в частности, фильм "Невеста Монстра".
Фантастический ужастик о монстре Лобо (Тор Йохансон), прислуживающем злобному доктору Ворноффу (Бела Лугоши) и влюблённом в красотку-журналистку (Лоретта Кинг), был сделан всего за 50 000 долларов (для сравнения, космический фильм "Запретная планета", вышедший в том же году, стоил студии MGM порядка 2 млн долларов). При учёте того, что фильм очень дёшев, а большинство актёров (за исключением Лугоши) - непрофессионалы - то остаётся загадкой, как же у них получилось смотрибельное кино, которое и сейчас для создания хэллоуинового настроения вполне можно посмотреть в компании... хотя бы немножко посмеяться.
Если вам понравилась эта статья, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк" и поделитесь материалом с друзьями. Кроме того, буду очень рад вам на новом канале "Old Cinema-TV"!
История лучшего кино ХХ-го века - уже там!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!
#кино #киноиндустрия #ретро #ужастики #фильмы ужасов #хэллоуин