Найти в Дзене

Павел Воля его предупреждал...Секрет Пензенского КЕНТАВРА!

Оглавление
Павел Воля и кентавр...оба из города Пенза. Воля его предупреждал...Об этом чуть ниже.
Павел Воля и кентавр...оба из города Пенза. Воля его предупреждал...Об этом чуть ниже.

Добрый день, мои ласточки!

Я как многодетная мать приземленная, но не на эту землю, не могла вам не рассказать о самой неоднозначной, таинственной статуи нашего города - КЕНТАВРА, которая притягивает людей, не толшько нашего города. А Павел Воля ее (скульптуру), предупреждал...Об этом, чуть ниже...Все по очереди...Поехали.

Читаем до конца) Читать полезно.

Я стараюсь подать информативно и "тепло" данные. Расширит кругозор и развеселит 99,9%)

*Для справки

Кента́вр (Κένταυρος) — в древнегреческой мифологии дикие, смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ. Кентавры сопровождают бога вина Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью.

Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

Кентавры также являются персонажами фэнтези. (википедия)

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. По представлениям, они жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Кентавр Пензы. Сразу видно..МУЖИК!
Кентавр Пензы. Сразу видно..МУЖИК!

Ремарка***

Когда смотрю на кентавра в данном ракурсе, сразу вспоминается стихотворение Маяковского.

"...Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза...

Не надо, я верю,

что вы вы гражданин, а

никакая нибудь гражданка"

Автор скульптуры тайну заключил не в половой принадлежности, тут все выразительно показано. Так в чем-же загадка нашего КЕНТАВРА, почему столько дискуссий возникло вокруг него.

*Словарик

Слово «кентавр» (др.-греч. κένταυρος, сentauros), или латинизированный вариант — «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: κεντέω — «колоть, рубить» и ταυρος — «бык», которое может интерпретироваться и как «убийца быков»[1] или «охотник на быков», и как «погонщик быков» или даже «ковбой» (википедия)

Новую скульптуру на одной из главных площадей города люди восприняли более чем неоднозначно: соцсети буквально «взорвались» от количества комментариев, в которых пензенцы дают оценки новой достопримечательности. Многие из них – довольно жесткие. Причем негативное мнение по поводу скульптуры высказывают не только обычные жители города, но и люди из сферы искусства. Один из таких – автор граффити «Ангел в белом халате» и «Великан» на ул. Московской Алексей Февралев – и вовсе создал петицию с призывом убрать кентавра из центра города.

Кентавр напоминает, что нужно носить маски в период пандемии.
Кентавр напоминает, что нужно носить маски в период пандемии.

В первые выходные сентября 2020 года в Пензе проходили торжественные мероприятия, посвященные 357-летию города. Событий, приуроченных к празднику, организовано предостаточно: это различные фестивали и концерты.

Сюрпризом, который приготовили для горожан власти, стал и необычный арт-объект - выполненная в металле фигура то ли человека, то ли коня, очень похожая на кентавра, но явно с каким-то скрытым, аллегорическим смыслом.
Столь мощного отклика горожан за последние годы не удостаивался ни один арт-объект. «Кентавр» на Фонтанной площади стал настолько обсуждаемым, что люди из разных концов города приезжают к нему для того, чтобы сделать фото бронзового изваяния и оценить задумку творца.
Заботливые пензенцы.
Заботливые пензенцы.

НО данная скульптура произвела неоднозначное и даже негативное впечатление.

Вот, что сказал по поводу нашего КЕНТАВРА житель города Вероника Симилидис

Первое впечатление - гармонии в скульптуре нет, композиции нет, пластики нет. Нет ничего, вообще ничего, за что можно назвать это творение скульптурой. Остается нам, простым работягам, понять, что же хотел донести до нас автор сего шедевра, что за тьма и масонский заговор творились у него в голове. […] Какие эмоции лично я испытал, глядя на это улыбающееся нечто? Отчаянное омерзение, ребята. Столько уродства в одном объекте - это надо уметь создать»,

- отмечает автор петиции, которую по состоянию на утро 4 сентября поддержали около 300 человек.

«Как можно было вообще дать разрешение на установку такого уродства?! Проблема явно у того, кто допустил это безумие, а не у того, кто сотворил!!! Кем это надо быть и какое образование иметь, чтобы считать подобное за «искусство»?! Любое настоящее искусство - это что-то прекрасное, радующее глаз и вызывающее эстетическое наслаждение, разве не так?! А данный объект - …» - высказалась в Сети жительница города Вероника Симелидис.
Кентавр на фоне девушки стал не такой загадочный...).Кто еще увидел три руки у девочки?
Кентавр на фоне девушки стал не такой загадочный...).Кто еще увидел три руки у девочки?

Другого мнения придерживается архитектор, сооснователь бюро «Вещь» Антон Белов.

«Отличная скульптура. «Художника обидеть может каждый». Юрий Ткаченко - отличный скульптор и человек хороший. Он организовывал симпозиумы на «Чистых [прудах]», там есть его работы. Загуглите, посмотрите и другие. Мне скульптура нравится, она меня не обижает, а радует своим юмором и смелостью. Касательно композиции, символики, форм, отсылающих к русскому авангарду и супрематизму в частности, откуда пошла современная архитектура ХХ века, я бы мог показать вам на месте. А так гнобить в интернетах, собирая лайки некомпетентных зрителей, мне кажется, недостойно», - отметил он в комментариях, обращаясь к Алексею Февралеву.
Дети видят и чувствуют по другому. ОНи так и тянутся к КЕНТАВРУ, который добродушно улыбается и ждет их с "распростертыми объятиями"
Дети видят и чувствуют по другому. ОНи так и тянутся к КЕНТАВРУ, который добродушно улыбается и ждет их с "распростертыми объятиями"

Журналист Надежда Саченкова считает, -

«Не понимаю, почему в соцсетях ополчились против этой скульптуры. Все, что выходит за рамки совковых объектов, вызывает непонимание. Кроме классики, есть и другие стили. Зато народ вдруг начал думать: «А что это символизирует?», «А как это объяснить?», «А что это означает?». Серые клеточки зашевелились. Вот если бы было просто красиво, никто бы не задумывался, стоит и стоит. А тут всем помешало»

Член Союза архитекторов России, Почетный архитектор России Александр Бреусов в беседе с журналистами «Пенза-Пресс» отметил, что также доволен скульптурой.

«Редко когда мне лично объект нравится своей новизной и необычностью. Мы привыкли видеть классические фигуры, позы и так далее. А это парковая скульптура, причем она несет некий смысл. Как архитектор я очень доволен, что появился этот объект. Это некий образ архитектора, он, как кентавр, тянет на себе эту ношу, не всегда его понимают и не всегда он в струю попадает. Скульптура нравится мне тем, что вызывает резонанс. Когда я ее увидел, у меня была такая мысль. Наш город существует уже много лет, его застраивали разные архитекторы и в царское время, и в советское. Люди даже не знают, кто построил дом правительства, старый драмтеатр, кто сделал ул. Московскую, почему Спасский собор сейчас построили именно на том месте. Мы не знаем, но город же нам нравится? За последние 10 лет он ведь становится красивее. Нельзя сказать, что плохи драмтеатр, филармония, концертный зал, библиотека им. Лермонтова. Посмотрите, какой у нас Спасский собор, Соборная площадь, оборонительный вал, Фонтанная площадь, скверы на ул. Славы, Пушкина. И жилье у нас стало красивее. Этот памятник – как символ архитектуры. Я очень доволен, что этот объект появился, он на самом деле необычный, в нем много смысла для нормального человека», - подчеркнул он.
"ПЕНЗЮКИ" обшаются.
"ПЕНЗЮКИ" обшаются.

Когда еще Пензенский кентавр не был "забронзован" и не стал ЗВЕЗДОЙ, Павел Воля давал ему напутствия о тяжелом бремени славы. Воля словно чувствовал, что кентавра ждет популярность! Или известность пришла к кентавру это с его легкой руки ....?)

Вопросов все больше и больше.

Почему кентавр улыбается?
Почему он лицом повернут к своей животной части?
Что за дырка в груди кентавра?
Так что же означает провокационная скульптура и как ее создатели реагируют на критику?

Чтобы это узнать, журналисты связались со скульптором и Заслуженным художником РФ Юрием Ткаченко, а также с автором концепции новой Фонтанной площади, заместителем председателя регионального Союза архитекторов Маратом Каскеевым. Приводим полные цитаты разъяснений.

«Кентавр-архитектор с распахнутой душой и раскрытыми объятиями», - Юрий Ткаченко

«Это контактная скульптура, она предполагает активное участие зрителя. С ней можно общаться, трогать, хлопать, фотографироваться, залезать на нее. Потому кентавр к тем людям, которые залезают к нему на спину, повернут лицом. Возникает следующий вопрос: что у него за дырка в туловище? Это не дырка, а окно, или дверь, или портал, или триумфальная арка. Каждый видит то, что хочет. Я для себя считал, что это распахнутая душа, открытая к миру и для мира. А руки готовы обнять всех, кто приходит к кентавру."
-9

-10

Почему именно кентавр? Есть такая подсказка на русском языке – «аллегория архитектуры». Вторая надпись – это неполная цитата древнеримского архитектора Витрувия. Он писал, что настоящий архитектор должен быть гражданином и человеком. Кроме того, он утверждал, что архитектура – это триединство красоты, пользы и прочности.

-11

Архитектор – это человек, который создает тот мир, в котором мы живем, мир городов, площадей, улиц. Поэтому в теле кентавра есть формы, которые рождаются из этого тела, я постарался отразить активный творческий процесс. Есть и маленькие формы – кубик и шарик, они являются основой мироздания. Единство этих противоположных форм рождает весь мир.

-12

Почему кентавр? Почему дыра в туловище? Почему лицо в задней части?

Есть вселенная человеческая и есть вселенная животных, которые между собой в чем-то враждуют, в чем-то не враждуют. Кентавр - олицетворение как раз двух эпох, человеческой и животной. Он всегда расположен спиной к корпусу животного. У нас же на Фонтанной площади стоит объект, где человек расположен передом к животному. Это слияние двух стихий, то есть они не находятся спиной друг к другу, они сливаются вместе.

Второй момент: он стоит с руками, открытыми полностью к людям, он не развернут от них, он открыт полностью и к людям, и к животному, которое его продолжает. У него здесь (в туловище. - Прим. ред.) открытое пространство, нет куска объекта, и это окно его души, которым он принимает людей, которым он готов их встречать

Вокруг скульптуры все время люди, они фотографируются с кентавром, обнимая его. И никто их этому не учит. Они, может быть, не понимают философии скульптуры полностью, но интуитивно люди ее чувствуют. Дети на нее просто залезают, рядом с ней – постоянно очереди. Вот это, на мой взгляд, настоящее современное искусство, которое активно работает со зрителем.

Сверяют с фотороботом)) Полиция-нас бережет.
Сверяют с фотороботом)) Полиция-нас бережет.

Отношение к критике

«Любое современное искусство провокативно», - Марат Каскеев

Думаю, что в ближайшем будущем 50% жителей Пензы обзаведется фотографиями на телефонах, где они рядом с кентавром, на кентавре.

Провокативность присутствует во всех деталях. Надпись на латинском языке с одной стороны обозначает три постулата Витрувия – это «польза, красота, прочность».

-14

Отношение к критике

«.... Да, любое современное искусство провокативно. Оно провоцирует на эмоции, которые мы сейчас видим, на рассуждения, почему это так, что это означает, на дискуссию. Если искусство не вызывает никаких эмоций, это не более чем цветное пятно на стене. А если вызывает, то в нем есть что-то полезное для общества.
Каждый там найдет себе уголок по душе. Искусство и должно быть разное. Было бы плохо, если бы все скульптуры выглядели статично, безальтернативно с точки зрения эмоций. Это было бы неинтересно." Говорит автор.

Пенза второй ПАРИЖ

Недавно, такое стала слышать "Пенза второй Париж". Оказалось в Париже тоже есть свой КЕНТАВР.

Сравните с нашим.

Париж. Кентавр
Париж. Кентавр
Париж. Кентавр.
Париж. Кентавр.

У каждого свое мнение на то или иное событие, творение.

Позвольте, я как мать скажу, что наш кентавр добродушней и удобней для игр детям, вместительный и безопасней. На Парижском кентавре далеко не уедешь, но и парижский кентавр по своему прекрасен, "многослойный", вызывает не меньше вопросов, чем наш. Но об истории кентавра французов другая история.

Сейчас в Пензе идет голосование убрать или нет в центральной фонтанной площади кентавра или нет.

За «Пусть стоит» голос отдали 50,04% пользователей, за «Снести» - 49,95%.

Мне интересно ваше мнение? Как вам пензенский кентавр? Надо его убрать?

Спасибо ВАМ за пальчик вверх и подписку. Благодаря этому, кто-то еще прочитает, кому это будет интересно.

С уважением, многодетная мать (м, м и еще...)