Зачем родители ограждают детей от физического труда?
Новые времена - новое веяние моды? Или, может новая эпоха - и такие перемены неизбежны?
Труд физический нынче не в моде. А вот интеллектуальному труду - хвала и почёт.
Сначала, я обратила внимание в школе у сына. Начиная с начальной школы, на всех собраниях родители обсуждали, что нужна хорошая уборщица в класс, готовы хорошо платить, а школьные дежурства нужно убрать… совсем. Ну, максимум, оставить вытирание доски на переменах! И цветы полить, под присмотром учительницы. И ладно, это в началке. Нет, на протяжении всех 11 классов так было. И, кстати, этому было обоснование - безопасность детей!
Теперь я стала замечать, что и в детском саду труд детей носит скорее «плановый» характер. В планах мы (воспитатели) об этом пишем. А вот словосочетание «трудовое воспитание» при родителях, на собраниях звучит всё реже. Только между собой воспитатели теперь обсуждают важность этого воспитания.
Моя подруга работает в частном детском саду. Один раз к ней пришла мама девочки с претензией:
— Ева сказала, что вытирала тряпкой со стола вчера. Это что такое? Зачем? Ребёнок играть в детский приходит!
— Вы понимаете, Ева САМА захотела вытереть стол. Там остались крошки от хлеба после полдника и она попросила тряпку, чтобы протереть столы - оправдывалась воспитательница.
— В следующий раз объясните Еве, что это не её забота - был ответ мамы.
Вот и весь разговор. Дошкольный возраст - это тот самый возраст, когда дети САМИ хотят что-то делать: с удовольствием подметают дорожки, лопатками чистят снег, протирают тряпочками столы и стульчики. Они играют, подражают взрослым - им это интересно. А во многих семьях сейчас - это считается ненужным и бесполезным занятием для ребёнка.
Мои соседи - замечательная семья. Папа - бизнесмен, если дома - всё время в ноутбуке или в телефоне свои «деловые» вопросы решает. Мама - фитнес-инструктор. И сыночек Даня - 6-летний мальчишка.
Как-то раз я застала такую ситуацию. В шкафу у Дани упала полка, отвалился винтик, на котором она держалась. Глава семейства вызвал мебельного мастера починить «эту ужасную поломку»! Нет, серьёзно! Когда я его спросила, почему он сам этого не сделал, он ответил, что : «Каждый должен заниматься своей работой. Я своей головой зарабатываю деньги, мебельный мастер - руками. Я могу заплатить - а мастер может сделать. Я спокойно могу заплатить сантехнику, повару, уборщице в клининговой компании. Мне не нужно знать как держать молоток и в какую сторону отвёртку крутить!» Как оказалось, потом, у него и инструментов дома нет! Даже молотка! Ну и, соответственно, Даня тоже растёт с такими же установками!
И многие согласны с таким положением дел.
Главный посыл таков: «Главное научиться зарабатывать деньги, а всё остальное можно купить».
И всегда найдутся люди, которые умеют делать что-то своими руками.
А Вы как думаете, трудовое воспитание забирает детство у детей? Более востребован интеллектуальный труд? Нужно ли ограждать детей от трудностей?