Найти тему
Блог КУМОНомамы

Ребенок учит таблицу умножения? - Научите его фокусу с делением в уме огромных чисел

Оглавление

Дети любят «удивлять» взрослых своим умением обращаться с большими числами - сами знаете.

«А хочешь, я сейчас разделю десять тысяч на тысячу?» - говорит гордый ребенок.
Ну и что, что для этого ему пришлось всего лишь зачеркнуть нолики. Зато какие огромные числа были!

А представьте себе, сколько восторга будет, если второклашка научится делить не какие-то простецкие «нолики», а, допустим, 188 462 на 2 просто в уме?!

Покажу вам упражнение, которое позволит ребенку не только гордиться собой, но и даст возможность очень хорошо натренировать таблицу умножения.

Очень важно, чтобы ребенок не только хорошо помнил таблицу умножения, но и умел быстро вспоминать частные под заданный делитель (то есть мог сказать: "В таблице умножения на 3 есть ответы: 9, 15, 21, 24, 27" или ответить на вопрос: "В таблице умножения на сколько есть ответ 81?").
Это упражнение как раз поможет выучить частные и создаст хорошую основу для будущего деления с остатком и деления уголком.

В этом упражнении мы будем подбирать "правильные" делимые, чтобы поразить всех друзей и родственников умением делить многозначные числа.

Уровень 1 (самый простой): все цифры делимого делятся без остатка на делитель

Напишите ребенку пример, где в делимом каждая цифра делится на делитель.

Начните с трехзначного. Например: 468 : 2

Повторите вслух таблицу умножения на 2, а потом обратите внимание ребенка на то, что всё число состоит из цифр, каждая из которых сама по себе делится на 2.

Теперь закрываем пальцем всё, кроме первой цифры. Делим, записываем

-2

Открываем следующую цифру, делим, записываем

-3

Открываем следующую цифру, делим, записываем

-4

Ответ готов. Проверяем его на калькуляторе и восхищаемся крутизной своего будущего второклашки!

Как вы уже догадались, такие примеры можно придумать только с очень ограниченным количеством делителей: 2, немного 3 и 4.

Зато вы можете придумывать оооочень длинные делимые под делитель 2. Попробуйте, например, разделить 846 468 286 824 : 2

Всё то же самое - открываем циферки делимого по одному, делим, записываем.

Представляете, В КАКОМ восторге будет ребенок!

Теперь предложите ребенку самостоятельно придумывать такие примеры - подбирать подходящие делимые под заданный делитель.

Маленькая подсказка:

  • для делителя 2 делимое должно состоять из любого количестве 2,4,6 и 8
  • для делителя 3 делимое должно состоять из 3, 6 и 9
  • для делителя 4 делимое должно включать 4 и 8 в любом количестве

Пусть ребенок самостоятельно сделает себе такую памятку. Предложите ему повторить таблицу умножения на 2, 3 и 4, выписывая однозначные ответы.

Это и будет его "список циферок", из которых можно составлять длиннющие делимые.

Уровень 2 (посложнее): Первые две цифры делимого и каждая следующая одна цифра делятся на делитель без остатка

Придумайте пример, аналогичный предыдущему варианту, но пусть в начале делителя будет две цифры (точнее "как бы двузначное число"), которое делится на делитель без остатка.

Например, 184 624 : 2

-5

Повторите вслух таблицу умножения на 2.

Предложите ребенку закрыть все цифры, кроме первой и посмотреть - открылась цифра 1, которая на 2 нацело не делится.

-6

Тогда откроем еще одну цифру и посмотрим - теперь у нас есть 18, которое можно разделить на 2. Делим и записываем

-7

Открываем следующую одну цифру - это 4. Ее можно разделить на 2. Делим, записываем:

-8

Открываем следующую цифру - она снова делится на 2.

-9

Делим, записываем.

И так двигаемся до конца длинного числа до тех пор, пока не разделим все цифры.

-10

Получаем длиннющий ответ, предлагаем ребенку проверить себя на калькуляторе, восхищаемся.

Уровень 3 (для продвинутых пользователей таблицы умножения): Каждые 2 цифры делимого делятся на делитель

Придумайте пример, в котором делимое будет полностью состоять из двузначных чисел, которые без остатка делятся на делитель.

Если не помните на память, можно взять таблицу умножения и под нужный делитель выписать все двузначные частные (ответы) в любом порядке.

Например, 152412 : 3

-11

Чтобы не смутить на первых порах ребенка, сразу скажите ему, что в этом примере, чтобы получить ответ, мы будем делить каждые две цифры.

Закрываем всё, кроме первой цифры. В нашем случае - 1.

Эту цифру нельзя разделить нацело на 3, так что откроем сразу же следующую цифру. Теперь у нас 15, которые разделить на 3 можно.

-12

Делим, записываем.

Открываем следующую цифру.

В нашем случае это 2, которая тоже не делится на 3 нацело.

Запишем вместо результата деления 0:

-13

... и откроем следующую цифру. Теперь у нас есть 24, которую разделить на 3 уже можно. Делим, записываем.

-14

Открываем следующую цифру. Теперь у на 1, которая снова не делится нацело на 3.

Снова запишем вместо результата 0...

-15

...и откроем следующую цифру.

Теперь у нас 12, и мы можем закончить деление и записать результат.

-16

Проверяем на калькуляторе, гордимся малышом, который умеет делить огромные сложные числа.

Уровень 4 (высший пилотаж): Делимое состоит из однозначных и двузначных табличных частных

Это упражнение подойдет для детей, которые уже очень хорошо изучили таблицу умножения и могут

Подберите пример, случайным образом сгруппировав частные (ответы) из таблицы умножения (для какого-то конкретного делителя).

Пусть там будут и однозначные и двузначные числа.

Например, 423061224 : 6

-17

Действовать будем так же, как в предыдущих примерах.

Закрываем всё, кроме первой цифры. Убеждаемся, что она не делится на 6 и двигаемся дальше.

Открываем следующую цифру, получаем число 42, которое на 6 делится:

Открываем следующую цифру, получаем число 42, которое на 6 делится:

-18

Делим, записываем результат и открываем следующую цифру - она на 6 не делится.

Запишем вместо ответа 0:

-19

... и попробуем добавить к ней еще одну циферку - и это уже вполне можно поделить нацело на 6:

-20

Теперь откроем следующую цифру - это 6, и она делится на 6.

-21

Разделим, запишем результат и откроем следующую цифру.

Единица на 6 не делится - снова вместо ответа запишем 0:

-22

Откроем следующую цифру и завершим деление:

-23

Обязательно предложите ребенку проверить ответ на калькуляторе и восхититесь его математическими навыками.

А после - предложите ребенку самостоятельно придумывать такие примеры.

  • Придумайте делитель, вспомните для него таблицу умножения - повторите ее вслух.
  • Сразу сориентируйте ребенка, что его задача - запоминать ответы (произведения).
  • Теперь записываем эти произведения в любом порядке и дописываем задуманный делитель.

Вуа-ля! Можно идти удивлять одноклассников на площадке: «Хочешь, покажу, какие я числа делить умею?!»

——

А если серьезно, это упражнение - ни что иное, как деление уголком, только без самого «уголка» и сложных случаев про остатки.

Так что пока ребенок будет поражать всех вокруг этим фокусом, его мозг будет готовиться к новой теме - из математики для 3го класса.

Кроме этого, знание «ответов» из таблицы умножения потребуется для внетабличного деления и для деления с остатком.

Так что «фокус» очень полезный. Попробуйте :)

А у меня на сегодня всё.

_______________________________________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON читайте по ссылке https://kumon-deti.com .

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti