Найти тему
СЛОВО

Память победителей священна

Каждый год одно и то же. Есть такой жанр или разновидность майской публицистики: не смейте праздновать 9 мая, плачьте о грехах ваших предков, а не радуйтесь их победам, вспоминайте об их ошибках, забудьте об их достижениях. В этом году произведением в этом жанре отметился когда-то писатель-сатирик, а сейчас политический публицист Виктор Шендерович. Но персоналии не так важны. Важен этот особенный настрой определенной части нашего «думающего сообщества». Сложно сказать, почему для них так важно заставить потомков победителей каяться — то ли они считают, что победить должен был кто-то другой, то ли уверены в преступной сущности не только сталинского режима, но и всего народа — ну не мог этот народ сделать ничего хорошего. Даже его победы достойны только слез.

Но я бы хотел поговорить о самом дискурсе, о его внутренней логике. Это логика внерелигиозного покаяния, когда человек просит прощения не перед Богом, и даже не перед конкретным человеком, а перед безличной социальной группой, носительницей определенной идеологии, определенного мироощущения. Действительно, ведь условному Шендеровичу не важно, чтобы мы, россияне, примирились с Богом. Ему не нужно, чтобы мы были в мире с ближними, в мире в том числе и со своими предками, чтобы молились за них. Им важно, чтобы мы признали правоту определенной идеологии, определенной политической позиции, а может быть и отказались от конкретных материальных или духовных благ. Конечно, это очень похоже на своего рода мошенничество, когда нам говорят о высоком, а в это время обчищают карманы.

Церковную позицию можно выразить словами Пушкина:

«Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют».

Понимаете, Церковь и так молится за усопших, молится об их прощении. «Как мы молимся за живых, — говорит Иоанн Златоуст, — которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших». Поэтому нас бессмысленно призывать к какому-то «дополнительному», внецерковному покаянию. Ну и поскольку молитва за усопших нисколько не противоречит доброй памяти о добрых делах этих усопших — напротив, усиливает, очищает ее — то у нас нет и никаких оснований отказываться от прославления их побед и свершений 9 мая и в другие дни.