Найти тему
Анатомия Сна

Кто создал легендарные 12 стульев

Оглавление

Во дворце российской императрицы ждали новую мебель. Это была уже четвертая крупная партия, что не могло не радовать автора коллекции, знаменитого европейского столяра-краснодеревщика Давида Рёнтгена. Он предпочитал лично сопровождать свои изделия в длительном заморском путешествии. Очередная поездка оказалась бы самой обыкновенной, как и все предыдущие, если бы в тот раз мастера не сопровождал его самый способный ученик.

-2

Перспективное дело

В отличие от своего учителя молодой Генрих Гамбс приехал в Россию впервые. И был вдохновлен не только красотой Санкт-Петербурга, но и перспективой открыть в Российской Империи собственное дело. Во второй половине 18 века гильдия столяров только начинала наращивать обороты, так что Гамбс с его умениями пришелся ко двору как в прямом, так и в переносном смысле.

С будущей профессией Генрих познакомился еще в детстве – рос в семье столяра. А постигать секреты искусства отправился к именитому мастеру – Давиду Рёнтгену, тому самому поставщику императорской мебели. Учитель Гамбса был талантливым краснодеревщиком. Его великолепные работы украшали интерьеры царственных особ Германии, Франции, а затем и России. Рёнтген изготавливал мебель из дорогих сортов древесины, оснащал свои произведения секретными замками и механизмами, декорировал утонченными орнаментами.

-3

От копий к оригиналу

Оставшись в Санкт-Петербурге, Генрих поначалу старательно повторял знаменитые работы своего учителя: прямые линии, простые очертания, бронзовые детали и инкрустация в отделке. Постепенно наработки Рёнтгена стали уступать место собственным идеям Гамбса.

План покорения столицы был намечен, стратегия выработана. Для открытия собственной фабрики и мебельного магазина начинающий мастер нуждался в материальной поддержке. Ее молодому столяру обеспечил купец по имени Ионафан Отт.

На пару с богатым австрийцем Генрих стал совладельцем, вдохновителем и движущей творческой силой фабрики «Отт и Гамбс». А через несколько лет превратился в полноправного хозяина прибыльного предприятия.

Поначалу искусная мебель интересовала исключительно княжеские и дворянские семьи. Однако Гамбс жаждал большего. Верной почитательницей столярного искусства молодого мастера оказалась императрица Мария Федоровна. Для нее Генрих изготовил дамский столик с письменными принадлежностями и подсвечник с абажуром, после – ширму.

Шикарная мебель привела в восторг свою владелицу. Вдохновленный успехом, Гамбс решил попытать счастья, подав письменное прошение на имя императрицы. В документе он предлагал отреставрировать предметы интерьера из Эрмитажа, изготовленные его учителем Давидом Рёнтгеном, а также меблировать дворец князя Александра. Получив императорское согласие, на ближайшие годы Гамбс становится крупнейшим официальным поставщиком мебели царского двора.

-4

Почему же стулья?

Своеобразную лепту в узнаваемость этой мебели внесли писатели И. Ильф и Е. Петров. У вас ведь имя Гамбса тоже ассоциируется не с императорскими интерьерами, а с романом «12 стульев»? Вокруг знаменитого гарнитура генеральши Поповой строится сначала сюжет книги, а затем и нескольких фильмов.

Но сам Генрих Гамбс, наверное, удивился бы такому выбору: почему стулья? Придворный столяр-краснодеревщик не искал легких путей и специализировался на гораздо более замысловатых предметах интерьера – секретерах, бюро (письменных столах с крышками), консолях. В этом можно убедиться, если посетить с экскурсией Эрмитаж или Государственный исторический музей в Москве.

Впрочем, стулья и кресла в коллекциях Гамбса тоже были. Например, в фондах Массандровского дворца хранится гарнитур, состоящий из дивана, кресел и 6 мягких стульев с высокими овальными спинками. Визуально они напоминают ту самую мебель из фильма.

Все предметы сделаны из ореховой древесины, обиты светлым ситцем и имеют окантовку в виде изогнутых линий из полированного дерева. На передних ножках стульев есть колесики. Но даже такая особенность не может поставить эту изящную мебель в один ряд с тем, что умудрялся проектировать придворный мастер.

Составьте свой гарнитур из великолепных кресел ОРМАТЕК BOHEMIA или других мягких стульев из онлайн-магазина Анатомия Сна.

-5

Прообразы трансформеров

В начале 19 века для Гамбса и его фирмы наступил расцвет. Генрих женился, получил российское подданство, а через несколько лет – высокую должность придворного механика. И при этом делал мебель? Да!

Секрет открывается проще, чем многочисленные потайные отделения и ящички, которыми столяр щедро оснащал свои изделия. Мастер придумывал оригинальные конструкции, используя всевозможные механизмы. Так появилось кресло, которое можно превратить в кровать, секретер с откидными столешницами и другие удивительные вещи.

А бюро из красного дерева! Это же настоящий прорыв изобретательской мысли. В бюро вмонтировано складное кресло. При его появлении вмонтированный механический орган (!) начинает играть музыку Моцарта. Другие хитроумные устройства открывали подставку для нот и потайные отделения стола.

Вот уж правда, в искусном производстве мебели Гамбсу не было равных. Он постоянно совершенствовался. Мебель из ореховой древесины стала новшеством того времени. Мастер делал вставки из цветного стекла, под которые подводил зеркальную амальгаму, – до тех пор этот прием под названием «эгломизе» практиковался только при изготовлении мелких вещей, например, табакерок. Замочные скважины в элитных бюро и секретерах были вырезаны в виде сердечек или трилистников – еще одна особенность работы Гамбса.

Его мебель была украшена мрамором, бронзой, тисненой кожей, бархатом, латунными накладками, фарфором. При всем своем богатом внешнем убранстве каждая вещь отличалась прекрасной функциональностью.

-6

А был ли реквизит?

Известно, что Гамбс почти не ставил клеймо на свои изделия. Историки говорят лишь о двух предметах мебели, на которых есть авторская подпись: «придворный краснодеревщик-механик». И все же определить, что вопреки всеобщему заблуждению к знаменитому гарнитуру из «12 стульев» Гамбс не имеет никакого отношения, не составляет труда.

Итак, главные герои романа находят в стуле табличку. Она гласит, что данным изделием (кстати, не стулом, а полукреслом) мастер Гамбс начинает новую партию мебели. Дата – 1865 год. Между тем к 1870-м производство подлинной гамбсовской мебели было прекращено. Самого Генриха Гамбса не стало в 1831 году, во время первой в российской истории эпидемии холеры. Продолжать семейное дело взялись сыновья мастера – Петр и Эрнест. Но со второй половины 19 века начался массовый выпуск фабричной мебели. Визуально она походила на элитные произведения Гамбса, но при этом было гораздо дешевле. И братьям-наследникам пришлось свернуть свое неприбыльное предприятие. Поэтому остается крайне мало шансов на то, что знаменитые 12 стульев могли действительно выйти из мастерской Гамбсов. Интересно, что в наши дни гамбсовские полукресла стали дорогим антиквариатом. Например, в 2006 году цена одного из них на аукционе составляла €10 тысяч.

Похожие стулья для своего интерьера вы можете найти в каталогах Анатомии Сна