Во дворце российской императрицы ждали новую мебель. Это была уже четвертая крупная партия, что не могло не радовать автора коллекции, знаменитого европейского столяра-краснодеревщика Давида Рёнтгена. Он предпочитал лично сопровождать свои изделия в длительном заморском путешествии. Очередная поездка оказалась бы самой обыкновенной, как и все предыдущие, если бы в тот раз мастера не сопровождал его самый способный ученик.
Перспективное дело
В отличие от своего учителя молодой Генрих Гамбс приехал в Россию впервые. И был вдохновлен не только красотой Санкт-Петербурга, но и перспективой открыть в Российской Империи собственное дело. Во второй половине 18 века гильдия столяров только начинала наращивать обороты, так что Гамбс с его умениями пришелся ко двору как в прямом, так и в переносном смысле.
С будущей профессией Генрих познакомился еще в детстве – рос в семье столяра. А постигать секреты искусства отправился к именитому мастеру – Давиду Рёнтгену, тому самому поставщику императорской мебели. Учитель Гамбса был талантливым краснодеревщиком. Его великолепные работы украшали интерьеры царственных особ Германии, Франции, а затем и России. Рёнтген изготавливал мебель из дорогих сортов древесины, оснащал свои произведения секретными замками и механизмами, декорировал утонченными орнаментами.
От копий к оригиналу
Оставшись в Санкт-Петербурге, Генрих поначалу старательно повторял знаменитые работы своего учителя: прямые линии, простые очертания, бронзовые детали и инкрустация в отделке. Постепенно наработки Рёнтгена стали уступать место собственным идеям Гамбса.
План покорения столицы был намечен, стратегия выработана. Для открытия собственной фабрики и мебельного магазина начинающий мастер нуждался в материальной поддержке. Ее молодому столяру обеспечил купец по имени Ионафан Отт.
На пару с богатым австрийцем Генрих стал совладельцем, вдохновителем и движущей творческой силой фабрики «Отт и Гамбс». А через несколько лет превратился в полноправного хозяина прибыльного предприятия.
Поначалу искусная мебель интересовала исключительно княжеские и дворянские семьи. Однако Гамбс жаждал большего. Верной почитательницей столярного искусства молодого мастера оказалась императрица Мария Федоровна. Для нее Генрих изготовил дамский столик с письменными принадлежностями и подсвечник с абажуром, после – ширму.
Шикарная мебель привела в восторг свою владелицу. Вдохновленный успехом, Гамбс решил попытать счастья, подав письменное прошение на имя императрицы. В документе он предлагал отреставрировать предметы интерьера из Эрмитажа, изготовленные его учителем Давидом Рёнтгеном, а также меблировать дворец князя Александра. Получив императорское согласие, на ближайшие годы Гамбс становится крупнейшим официальным поставщиком мебели царского двора.
Почему же стулья?
Своеобразную лепту в узнаваемость этой мебели внесли писатели И. Ильф и Е. Петров. У вас ведь имя Гамбса тоже ассоциируется не с императорскими интерьерами, а с романом «12 стульев»? Вокруг знаменитого гарнитура генеральши Поповой строится сначала сюжет книги, а затем и нескольких фильмов.
Но сам Генрих Гамбс, наверное, удивился бы такому выбору: почему стулья? Придворный столяр-краснодеревщик не искал легких путей и специализировался на гораздо более замысловатых предметах интерьера – секретерах, бюро (письменных столах с крышками), консолях. В этом можно убедиться, если посетить с экскурсией Эрмитаж или Государственный исторический музей в Москве.
Впрочем, стулья и кресла в коллекциях Гамбса тоже были. Например, в фондах Массандровского дворца хранится гарнитур, состоящий из дивана, кресел и 6 мягких стульев с высокими овальными спинками. Визуально они напоминают ту самую мебель из фильма.
Все предметы сделаны из ореховой древесины, обиты светлым ситцем и имеют окантовку в виде изогнутых линий из полированного дерева. На передних ножках стульев есть колесики. Но даже такая особенность не может поставить эту изящную мебель в один ряд с тем, что умудрялся проектировать придворный мастер.
Составьте свой гарнитур из великолепных кресел ОРМАТЕК BOHEMIA или других мягких стульев из онлайн-магазина Анатомия Сна.
Прообразы трансформеров
В начале 19 века для Гамбса и его фирмы наступил расцвет. Генрих женился, получил российское подданство, а через несколько лет – высокую должность придворного механика. И при этом делал мебель? Да!
Секрет открывается проще, чем многочисленные потайные отделения и ящички, которыми столяр щедро оснащал свои изделия. Мастер придумывал оригинальные конструкции, используя всевозможные механизмы. Так появилось кресло, которое можно превратить в кровать, секретер с откидными столешницами и другие удивительные вещи.
А бюро из красного дерева! Это же настоящий прорыв изобретательской мысли. В бюро вмонтировано складное кресло. При его появлении вмонтированный механический орган (!) начинает играть музыку Моцарта. Другие хитроумные устройства открывали подставку для нот и потайные отделения стола.
Вот уж правда, в искусном производстве мебели Гамбсу не было равных. Он постоянно совершенствовался. Мебель из ореховой древесины стала новшеством того времени. Мастер делал вставки из цветного стекла, под которые подводил зеркальную амальгаму, – до тех пор этот прием под названием «эгломизе» практиковался только при изготовлении мелких вещей, например, табакерок. Замочные скважины в элитных бюро и секретерах были вырезаны в виде сердечек или трилистников – еще одна особенность работы Гамбса.
Его мебель была украшена мрамором, бронзой, тисненой кожей, бархатом, латунными накладками, фарфором. При всем своем богатом внешнем убранстве каждая вещь отличалась прекрасной функциональностью.
А был ли реквизит?
Известно, что Гамбс почти не ставил клеймо на свои изделия. Историки говорят лишь о двух предметах мебели, на которых есть авторская подпись: «придворный краснодеревщик-механик». И все же определить, что вопреки всеобщему заблуждению к знаменитому гарнитуру из «12 стульев» Гамбс не имеет никакого отношения, не составляет труда.
Итак, главные герои романа находят в стуле табличку. Она гласит, что данным изделием (кстати, не стулом, а полукреслом) мастер Гамбс начинает новую партию мебели. Дата – 1865 год. Между тем к 1870-м производство подлинной гамбсовской мебели было прекращено. Самого Генриха Гамбса не стало в 1831 году, во время первой в российской истории эпидемии холеры. Продолжать семейное дело взялись сыновья мастера – Петр и Эрнест. Но со второй половины 19 века начался массовый выпуск фабричной мебели. Визуально она походила на элитные произведения Гамбса, но при этом было гораздо дешевле. И братьям-наследникам пришлось свернуть свое неприбыльное предприятие. Поэтому остается крайне мало шансов на то, что знаменитые 12 стульев могли действительно выйти из мастерской Гамбсов. Интересно, что в наши дни гамбсовские полукресла стали дорогим антиквариатом. Например, в 2006 году цена одного из них на аукционе составляла €10 тысяч.