Мир индейцев Коста-Рики был буквально пропитан магией. Болезни, засухи, дожди, ураганы, наводнения и даже нападения диких зверей - все объяснялось колдовскими чарами, проклятиями и другими видами сверхъестественного воздействия.
Естественно, что при таком воcприятии окружающей индейцев действительности из народа начинают выделяться люди, наделенные особым даром. Помимо узких специалистов, таких как целители или заклинатели дождя, появляются и колдуны широкого профиля - шаманы, которые могли и отвести проклятие, и указать на его источник, и даже контратаковать злого мага или духа.
Однако могущество всех перечисленных не шло ни в какое сравнение с мощью верховных жрецов, которых индейцы таламанка называли усекарами и выделяли в отдельный клан усекла.
Выглядели могущественные маги как простые люди, хоть и отличались по происхождению: если обычные индейцы были сотворены из кукурузных зерен, то верховные жрецы были порождены ягуарами.
Жили усекары отдельным кланом либо поодиночке. Внешние браки были запрещены. Простым индейцам прикасаться, а иногда и вовсе приближаться к магам запрещалось.
Американский палеонтолог Вильям Мор Габб, живший в Коста-Рике в 1870-х гг., так описывает одного из последних верховных жрецов (здесь и далее перевод специалистов A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):
Он был очень высокомерен и не желал общаться с иностранцами. Заявлял о наличии у него сверхъестественных способностей, часто беседовал с духами, для чего уединялся в пещере в нескольких милях от своего дома. Каждый раз после возвращения из пещеры он подолгу не разговаривал даже со своей семьей...
Он редко уходил из своего дома даже для того, чтобы навестить соседей. Жил он за счет сбора пожертвований и подарков. Пил он только какао, которое ему также подносили в виде даров. Если он входил в чей-либо дом и просил продать ему что-либо или даже просто чем-нибудь восхищался, ему это сразу же дарили, т.к. если этого не сделать, вещь все равно будет потеряна, как и благосклонность мага. Это правило распространялось не только на различные предметы, но и даже на домашний скот, будь то курица или свинья.
В случае какого-либо масштабного бедствия, например, эпидемии, неурожая или засухи, обратиться к жрецу мог лишь вождь. Он должен был лично посетить колдуна и просить защиты от злых духов. Если же к магу являлся простолюдин, то его просто игнорировали.
Считалось, что верховные жрецы были наделены магическими силами еще со времен сотворения мира. Если обычные шаманы или целители имели дело с проблемами отдельных людей, то усекары занимались глобальными вопросами. Они легко распознавали и уничтожали источники злой силы, которые представляли опасность для сообщества в целом. Они могли выступать как в качестве защитников, так и нападающих, используя атакующие заклинания, своеобразную черную магию.
Могущество верховных жрецов хорошо проиллюстрировано в мифе о сотворении мира. Именно члены клана усекла вызвали великий потоп, дабы уничтожить злых духов. Так они исполняли волю верховного бога Сибо, повелевшего им защищать человечество.
Верховным жрецам были подвластны и звери, и птицы. Считалось, что они могут регулировать популяцию животных, чтобы птицы не вредили посевам, ягуары не уничтожали скот, а змеи не убивали людей. Маги также были единственными, кто мог сдержать мифических "водных ягуаров", превращая их в камни.
Даже европейцы опасались могущественных колдунов. В 1935 году мощное наводнение уничтожило склады, мосты и железные дороги United Fruit Company. Ответственность за природный катаклизм возложили на клан усекла. Существует мнение, что именно месть владельцев компании, объявившей охоту на жрецов, привела к исчезновению последних.
Стоит отметить, что убить верховного колдуна было не так просто. Даже будучи мертвым, он сохранял магические силы и мог уничтожить своих врагов. Так, убийство верховного жреца индейцами терибе привело к их поражению в войне против племени брибри.
Мертвого мага надлежало доставить и похоронить в тех местах, из которых он родом. При этом необходимо соблюдать все соответствующие правила. Если этого не сделать, то расплодятся змеи, придут ягуары и водные ягуары, наступит голод. Ровно теми же последствиями грозит любое оскорбление, нанесенное как живому, таки мертвому магу.
Источники:
Hoopes J.W. Sorcery and the Taking of Trophy Heads in Ancient Costa Rica. The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. INTERDISCIPLINARY CONTRIBUTIONS TO ARCHAEOLOGY. Springer, Boston, MA, 2007.
Gabb, W. M. On the Indian tribes and languages of Costa Rica. Proceedings of the American Philosophical Society. 1875.
___________________________________________
Сайт: www.a-gallery.ru
Коллекция: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika