Доброго дня.
У всех нас, ну может и не у всех, но по крайне мере у многих остаются стопочки старых «пиратских» видеокассет и дисков. Куплены они были до глобальной интернет-эпохи, и до развития онлайн платформ. Сейчас, какая прелесть, если скорость интернета позволяет и заплатив некоторую сумму можно получить вполне легальный доступ к очень большой фильмотеке.
На днях мне попался один из таких «пиратских» дисков. Дай думаю гляну, что на диске собрали пираты. Подборка, посвящённая Шерлоку Холмсу, однако. Причём на задней картинке гордая надпись про авторские права. Что-то я сомневаюсь.
Всегда удивлялась как, по каким признакам и по какой логике, пираты формировали такие подборки, как подбирали фильмы. Скажем на этом диске был один фильм, который меня очень заинтересовал. Это кино «Собака Баскервилей» 1971 года. И чем меня он так заинтересовал, спросите вы?
Это легко объяснить, если посмотреть историю создания этого фильма. Кино сняли, возможно даже показали пару раз, а потом в 1979 уничтожили все копии. Это сейчас контент попавший в интернет стереть крайне сложно, а тогда вся плёнка пошла в костёр, ну или в шредер. Причем произошло это по причине эмиграции одного из ведущих актеров. Лев Круглый уехал из СССР на Запад, и затем работал диктором на радио «Свобода». Лишь случайно сохранилась копия. И видеопират, который формировал диск знал об этой копии, имел доступ к цифровой версии или смог оцифровать плёнку.
Причём более позднему фильму «31 июня» 1978 года повезло больше. Фильм просто лёг на полку, откуда его через некоторое время достали. И зрители смогли его увидеть ещё во времена СССР.
Но основная причина, почему меня заинтересовала именно эта экранизация Дойла – это Америка. США так долго боролись с Советским союзом, что стали его очень плохой копией. Именно в СССР убирали кино на полку, ну или уничтожали, по тем или иным причинам. Именно в СССР «стирали» людей. Буквально. Вспомним БСЭ (Большую советскую энциклопедию) 5-й том, страницы 21-24. Там была биография Берии Лаврентия Павловича, её заменили. И теперь именно Америка наступает на те же грабли, наши грабли.
Если Харви Вайнштейна посадили, но фильмы снятые при его участии не тронули, то в кино «Все деньги мира (All the Money in the World)» 2017 года роль Кевина Спейси уже полностью пересняли, а фильмы Джонни Деппа убрали с одной из платформ. Просто дикий феномен «отмены», возведенный в абсолют. Шикарное кино «Унесённые ветром (Gone with the Wind)» далекого 1939 года, сначала убирают из каталогов, потом возвращают, но помечают комментарием, который больше похож на пасквиль. Из фильма «Один дома 2: Потерявшийся в Нью-Йорке (Home Alone 2: Lost in New York)» 1992 года вырезали сцену с участием Дональда Трампа. До скандала я и знать не знала и внимания не обращала, что в этом фильме снялся Дональд Трамп.
Другое дело если видео попадает под административный или уголовный кодекс. Тут, как бы без комментариев. Но нет, тут просто изменилась политическая конъектура. Поменялось мировоззрение у нового поколения, и из всех утюгов и чайников звучат призывы не просто положить кино на полку, но и уничтожить его. Вырезать из фильмов неугодных нам актёров. Стереть мысли и свидетельства прошедших поколений.
Основным аргументом звучит, он (актер, режиссёр или продюсер) преступник, совершил то или иное преступление. Может быть. Но это не повод стирать человека и уничтожать работу, над производством которой трудилось много людей. Если совершил преступление – полиция, доказательства, суд, срок, и на свободу с чистой совестью. Но здесь я такого не наблюдаю, судебные разбирательства ещё идут, а человека уже нет. Нет, он есть, живёт, дышит… Но его нет. Грустно.
А кино «Собака Баскервилей» 1971 года, можно посмотреть для общего развития. Особенно если вы любитель старого, чёрно-белого кино вообще и экранизаций Артура Конан Дойля в частности.