Рассказ об грунтовой раннеутренней авантюрной поездке по закоулкам Самбийского полуострова.
Полтора года назад я уже возил личным состав "Велочерепашек" по грунтам Самбийского полуострова с показом целой гирлянды достопримечательностей на нитке маршрута. Душа требовала продолжения, но как-то то не было времени, то подворачивалась возможность скатать более захватывающие маршруты, хотя и часть сегодняшнего приключения я разведал ещё прошлой весной, найдя заросшую дорогу от Куликово до озера Узкого.
Возможность скататься неожиданно выдалась 7 мая, правда, с ограничением - в 17.00 я должен быть дома, чтобы отправиться за ребёнком в садик. Но катать очень хочется. Поэтому можно применить уже проверенную военную хитрость - стартовать не как нормальные люди, а на рассвете, чтобы выиграть для себя несколько часов на прохождение стандартного по длине маршрута.
В 5.25 приезжаю на место старта - памятник лётчикам Балтийского флота ("Стрела"). Из попутчиков только один Илья, которого я вообще впервые вижу. Ну ок, малой группой проще в грязи тонуть, чем большой толпой.
Выезжаем по пустому городу за его околицу. Можно было, конечно, катануть исключительно грунтами, но северо-запад Калининграда нас мало сегодня интересует, так что этот участок можно пролететь с комфортом по пустынным автобанам "Автотора".
Бодро катим по Люблинскому шоссе, пока рассветное солнце греет спины. Перед Школьным прудом делаем перекус возле обваловки прусского городища Варген. Место это крайне известное, тут даже описывать и осматривать особо нечего, да и задачи сегодня несколько другие.
Интересная деталь - сейчас уже май, а в лесах до сих пор полно ветреницы. Её белые цветы украсили зелёный ковёр свежей травы очень поздно, ведь весна в этом году выдалась холодной. На рассвете такой ковёр особенно красив.
Проехав немного комфортным асфальтом, сворачиваем на мерзкую гравийку, ведущую в Колосовку. Сколько не езжу этой дорогой, постоянно то грязные лужи, то тряска, то ещё что. Короче, не люблю это место категорически.
В самом посёлке кто-то поселил во дворе пластиковый лосятник.
От Колосовки мы возвращаемся в поля, где грунтами едем в сторону пруда Великого. Это верхний пруд в каскаде водохранилищ, построенных немцами к северо-западу и северу от Кёнигсберга для бесперебойного обеспечения города питьевой водой. Построена вся эта система была в 1887-1889 гг. под руководством Эрнста Гофмана, не сказочника, а мэра Кёнигсберга.
Сегодня новости хорошие - из-за подъёма уровня воды в водохранилище заработал аварийный сброс и небольшой водопад, что стояли пересохшие несколько лет. Мелочь, а душе очень приятно.
Внизу, на обратной стороне дамбы, стоит водоспускной узел, от которого начинается питьевой канал. Он идёт аж до самого Нескучного пруда в Калининграде, а раньше шёл аж до насосной станции на Советском проспекте.
Едем по дамбе дальше до самого Переславского, от него снова спускаемся на юг вдоль железной дороги в сторону Колосовки.
В Переславском нельзя проехать мимо памятника погибшим красноармейцам. Ранее это был скромный обелиск, но в позапрошлом году здесь построили полноценный монумент.
Выезжаем на дамбу, перекрывающую одну из частей пруда Великого ради одного чуда - знаменитой башенки водоспускного механизма. Особенно красиво это место золотой осенью, но и сейчас тут очень круто.
Мы скатались до магазина, взяли немного вкусных ништяков и вернулись к башенке для второго завтрака с живописным видом. Пока мы пьём чай, кузьмичи пытаются поймать что-то с мостика для своих кошек.
Дальше путь лежит вдоль берега пруда по рыбацко-туристическим тропам. Ехать местами не сильно удобно, но живописность места всё компенсирует. Судя по практически чистому подлеску (дров практически нет), тусят здесь очень часто. Если ехать сюда на пикник, надо уходить сильно дальше, чем те места, куда ведут протоптанные тропы.
Выехав на шоссе, почти сразу мы заезжаем на ещё один воинский мемориал с памятником-танком. Примечательно, что под башней Т-34 виден внушительных размеров пролом.
По шоссе пришлось ехать недолго. Наш путь уходит на грунты восточнее Куликово. Сначала дорога была неплохая, но очень быстро превратилась в заросшее направление в поле. Потом бобрятник, обозначающий, что этом лесу мы гости, причём, нежелательные. После это уже просто где-то полузаросшие дороги, где-то тропы, много небольших подъёмов и спусков, попадаются лужи с грязью и глубокие колеи. Однозначно, в прошлом году тут было немного суше. Что интересно, видны следы от мотоцикла - не мы одни по этим тропам катаем.
Вот и озеро Узкое. Тут можно попить чаю и передохнуть, пока солнце припекает. Чем мне нравится это место - из-за удалённости от шоссейных дорог они облюбовано именно велосипедистами и защищено от толп отдыхающих.
Выехав на практически идеальную грунтовку через Зелёный лес, мы выезжаем на простор. И, о чудо, снова появилась дорога через поле, которая была запахана полтора года назад! Отлично, можно не ехать через Кузнецкое, а сократить через Вершинино, постучав задницами по булыжнику.
После полутора километров асфальта мы сворачиваем опять на грунт, на этот раз в обход Рябиновки. Мало того, что лес сам по себе сырой, так ещё и дорогу разбили грузовики, из-за чего ехать по ней удобнее всего под трёхэтажный отборный мат. Честно говоря, я был лучшего мнения об этих местах, пока сам здесь не оказался.
Ближе к посёлку дорога стала получше, а потом и вовсе стала асфальтовой. После непродолжительного проезда через лес мы в Малиновке, где прямо на нас с перекрёстка смотрит старое немецкое бетонное укрепление - полевая казарма. Это один из элементов линии обороны времён Первой Мировой войны, что была построена от Пальмбурга (ныне Прибрежное, около мотеля "Балтика") и до самого Кранца (Зеленоградск).
В Сосновке снова мы углубляемся в лес. Сначала идёт опрятный булыжник, который постепенно скрывается под слоем грунта. В одном месте лес пересекает автобан Приморское кольцо, мы же проезжаем под ним.
В той части Матросовского леса, который восточнее автобана, мы с Фёдором Калининым, командиром "ВелоЗапада", как-то хотели провести разведку дорог. Докладываю: лес сырой, дороги убитые и заросшие, делать тут особо нечего, кроме как искать приключения на задницу и трансмиссию (переклюк бодро забивается грязью).
После катания по грязям мы всё таки выруливаем в цивилизацию (Матросово). Грунты закончены на сегодня, можно и расслабиться.
Бодро вкручивая по асфальту, делаю резкую остановку и торможу попутчика: "башню на 3 часа, смотри внимательно!".
Справа за кустами стоит бетонное основание немецкого ветряка, которые тут пытались строить в 30-е годы прошлого века. Таких башен у нас в области я знаю две - одну здесь, под Лазовским, и вторую в Правдинском районе. На второй я был в прошлом году, а эту как-то не успел посетить.
Хозяин земель вокруг, местный фермер, разместил в машинном зале свой хозинвентарь, как в большой бетонной кладовке.
На улице тепло, даже ветер немного прогрелся и не жгёт шею холодным шарфом. До Гурьевска долетаем за полчаса умеренным темпом, где первым делом ищем годную шаверму. У армян за углом она очень годная, и хорошо компенсирует потерянные на сегодняшних грунтах калории.
По пути попадается кирха Нойхаузена, что стоит тут с 1350 года, а сегодня используется по прямому назначению. Рядом орденский замок, который построен вообще в 1297 году. Сегодня в нём обитают рыцари ордена "Калининградмелиорация".
Тут наши пути с Ильёй расходятся, он едет на юг, а я на запад в Калининград. Пора бы и домой.
Проехав мимо крупного воинского мемориала советским солдатам, погибшим в боях при Нойхаузене, делаю финальный штрих - отмываю коня от кусков грязи, что путешествовала со мной с первых утренних грунтов.
Теперь финишный рывок до дальнего конца города. Тут только надо доехать до дома, где можно снова почувствовать себя пешеходным человеком. И самое главное - наконец-то почувствовалось долгожданное весеннее тепло, которого так не хватало в этом году!