Tie Your Mother Down
Автор: Брайан Мэй
Открывается альбом хищным вступлением, в котором гитарные партии Мэя как будто бы закольцованы и движутся по спирали. Тут не обошлось без художников - это музыкальное отражение литографии «Спускаясь И Поднимаясь» сюрреалиста Маурица Эшера.
Мэй объяснял это следующим образом:
- В «Спускаясь И Поднимаясь» ступени расположены по квадрату и ведут выше. Моё вступление к альбому – то же самое, только передал я это при помощи нот. Каждый отдельный фрагмент поднимается выше, но при этом вся фигура медленно опускается на октаву вниз, - рассказывал Мэй, - Когда ноты достигают вершины, они звучат на октаву ниже. Кроме того, мелодия развернута задом наперёд: я сыграл нисходящую последовательность.
Что ж, добро пожаловать в причудливый театр Queen! Занимайте места, смотрите на сцену и не отвлекайтесь – здесь важна каждая часть пьесы! И на этот раз перед нами пляшут лукавые сатиры и развратные кентавры, которым страсть как хочется оторваться под хард-роковые мотивы!
Гитарная спираль, уходящая всё выше и выше, затихает и раздается совершенно хулиганский рифф, написанный Брайаном Мэем на акустической гитаре еще в 1968-ом году, во время повышения квалификации по астрономии на испанском острове Тенериф. В 1976-ом Брайан вытащил песню из небытия и предложил её группе для нового альбома. Кудрявый гитарист хотел переписать текст, да только вот Меркьюри попросил его не делать этого и оставить всё в первоначальном виде. Так Брайан и поступил.
Это один из наиболее прямолинейных и тяжелых номеров Queen, который впоследствии частенько открывал их концерты. По мере развития композиции страсти накаляются, и где-то уже к середине возникает ощущение того, что «Tie Your Mother Down» буквально закипает от собственной ярости, смешанной с желанием хорошо оторваться и покуролесить. И хотя песня давно уже не является моим фаворитом, однако лет эдак 18 назад не единожды бывало такое, что когда родители уходили куда-то делам, я носился по всей квартире под «Tie Your Mother Down» со шваброй прижатой к паху, подражая таким образом Меркьюри, который зажимал аналогичным способом микрофонную стойку, и представлял, что на дворе 1976-ой год и я пою эту песню перед огромной аудиторией, состоящей преимущественно из моих поклонников. Уже за одно это воспоминание можно закрыть глаза на некоторое однообразие «Tie Your Mother Down».
You Take My Breath Away
Автор: Фредди Меркьюри
После того, как возбужденные английским хард-роком сатиры и кентавры покидают сцену, душа требует чего-то мечтательного и умиротворяющего. И Меркьюри сполна даёт эти ощущения внемлющей ему публике, то есть нам, представая в образе шекспировского Ромео, признающегося Джульетте в любви.
«You Take My Breath Away» из разряда тех песен, которые задевают все потаенные струнки души и способны заставить плакать даже камень. Ну а я-то известная плакса: не одна подушка была покрыта моими слезами, вызванными прослушиванием «You Take My Breath Away» и осознанием того, что моя Джульетта так моей никогда на самом деле и не будет. Только никому ни слова об этом! Я ведь на самом деле брутальный мужик под два метра ростом! Давайте-ка лучше посмотрим опять на сцену, где Меркьюри сидит за своим любимым белым роялем и вовсю предается страданиям. Браво, Фред! Это настолько трогательно и настолько пронзительно, что я забываю о том, что я двухметровый брутальный мужик и вновь реву как маленькая девочка! Какая лирика! Как всё нежно и элегантно! Кто еще был способен создать такую палитру эмоций и чувств? Никто, пожалуй, кроме Фредди. Который, кстати, в «You Take My Breath Away» решил обойтись без помощи Мэя с Тейлором и записал все вокальные партии единолично.
Мне всегда нравилась «You Take My Breath Away», особенно её завершение, когда из нарастающего ниоткуда гула вырастают слова «Take My Breath Away».
Гениальная в каждой своей ноте композиция, которую без всяких сомнений можно назвать первым по счету бриллиантом «A Day At The Races». Пойду я, пожалуй, сушить подушки, а то мокрые уже все от переизбытка чувств и эмоций.
Long Away
Автор: Брайан Мэй
Ромео с востока удаляется за сцену – и всё ради того, чтобы уступить её звездочёту, бредущему куда глаза глядят. Да, Брайан Мэй любит путешествия и обожает по дороге напевать под гитару симпатичные песенки. И если на предыдущем альбоме «39» поражала сочетанием простоты музыки и мудрёного текста на космическую тематику, то «Long Away» поразить не может практически ничем. Единственной особенностью композиции можно было бы назвать использование двенадцатиструнной гитары «Burns Double Six», но это скорее случайность, нежели достоинство. Всё дело в том, что для записи Мэй хотел использовать гитару «Rickenbacker», потому что на ней любил играть Джон Леннон, однако же гриф «Rickenbacker» был слишком тонок, поэтому Мэй предпочел «Burns Double Six».
Ну а в общем и целом – одна из наиболее слабых композиций «A Day At The Races». Даже несмотря на битловскую мелодию и серьезный текст. Не удалось звездочёту поразить публику, совсем не удалось.
The Millionaire Waltz
Автор: Фредди Меркьюри
Гаснет свет и в темноте раздаются звуки игривого вальса. Начинают зажигаться огоньки и мы видим, что за белым роялем сидит Меркьюри, решивший исправить положение после не особого удачного выступления своего коллеги. Фред закутывает зрителей (или слушателей?) в одеяло любви и музыки, исполняя заводную мелодию, которую постепенно подхватывает бас-гитара Дикона и невесть откуда взявшийся хор крылатых Амуров, целящихся нам прямо в сердце и невинно порхающих по всему залу этого небольшого театра. Кудрявый звездочёт стыдливо играет кружевные партии на старой-доброй «Red Special» и пытается сделать так, чтобы все забыли о невзрачной «Long Away».
И надо сказать, что у него хорошо получается!
- Каждая гитарная партия растянулась на три октавы, а всего там шесть таких партий. Пришлось сделать около восемнадцати, а то и двадцати наложений. Я потратил рекордное количество времени для записи гитар в этой песне. И это многого стоит, - рассказывал после выхода альбома Брайан Мэй.
Что ж, нет оснований ему не верить. К тому же он резко перетягивает всё внимание на себя громоподобным риффом, ломающим «The Millionaire Waltz» и превращающим её в хард-роковое буйство, под которое Фредди, вскочив на своё любимое пианино и манерно откинув голову назад, вовсю беснуется и выкидывает кулаки в воздух.
Затем снова всё возвращается к вальсовым мотивам, в которых гитара Мэя устраивает перекличку с пианино Меркьюри. И композиция вроде как движется к коде: Фредди устало обращается к своей подруге и просит забрать его с собой и любить вечно. Но стоит ему только спеть заключительную фразу этой части, как Амуры вновь начинают летать туда-сюда по всему залу и композиция возвращается к шаловливо-игривому вальсу.
По слухам эта грандиозная композиция была вдохновлена образом Джона Рейда, тогдашнего менеджера не только самих Queen, но и Элтона Джона. Рейд был родом из Шотландии со всеми вытекающими из этого факторами: он обожал пьянки, драки и скандалы. Ну а что же до сексуальных предпочтений, то Рейд всю жизнь предпочитал мужчин и с Элтоном Джоном его долгое время связывали партнерские отношения отнюдь не только в музыкальном плане.
Если быть честным, то я так до конца и не понял, чем же Рейд конкретно вдохновил Меркьюри на создание «The Millionaire Waltz».
Может это всего лишь дань уважения человеку, который очень постарался, чтобы освободить группу из цепких лап братьев Шеффилдов и вернуть им их деньги? Не знаю, я теряюсь в догадках и даже как-то и думать не хочу про то, что же на самом деле имел в виду Меркьюри, когда писал эту песню.
You And I
Автор: Джон Дикон
Молчаливый Джон выходит на сцену и на некоторое время все взгляды прикованы к нему. Он же не особо нервничает, а просто даёт Фредди лист с нотами и текстом. Меркьюри бегло оглядывает нотный стан и играет вступление к композиции, которая, судя по всему, задумывалась как вторая часть «You’re My Best Friend». Увы, но в этот раз Молчаливому Джону совсем не удаётся завладеть вниманием публики, которая, как известно, дура.
«You And I» неплоха и чем-то даже напоминает записи Элтона Джона, однако надолго в памяти она как-то не застревает. Как это ни странно, но даже соло Брайана какое-то не особо запоминающееся и даже отчасти раздражающее.
Неудивительно, что «You And I» никогда не исполнялась на концертах. Успокаивает только одно: после «You And I» слабых песен больше не предвидится.
Бывай, Молчаливый Джон! В прошлый раз получилось куда лучше!
Первая часть спектакля заканчивается и объявляется небольшой антракт. Как раз для того, чтобы переставить кассету на другую сторону. Или винил.
Ну а если же вы на диске или на компьютере слушаете этот альбом, то антракт вам не нужен. Так что не надо бежать за булками и напитками, едем дальше!