Найти тему
Валентина Яроцкая

Пора признать: мы не в долгу перед ветеранами, а непоправимо перед ними виноваты…

Почти в каждой речи, в каждом выступлении в День Победы, на пышных празднествах при высоких трибунах и на менее пышных мероприятиях в российской глубинке, звучат эти слова: мы в долгу перед нашими ветеранами… А мне кажется, что пора эти слова заменить и говорить прямо: мы виноваты перед нашими ветеранами…

Накануне 9 Мая по старой учительской привычке ( и по зову сердца, уж простите за пафос) я обязательно перечитываю мои любимые военные произведения Александра Твардовского – стихи и его удивительную «Книгу про бойца»… И вдруг сейчас вот до конца поняла: на нас, потомках воинов-победителей, лежит страшная, непоправимая вина…

9 Мая 1975 года... Идут ветераны... Фото из Интернета.
9 Мая 1975 года... Идут ветераны... Фото из Интернета.

Стихотворение Александра Твардовского, поэта-фронтовика, «Я убит подо Ржевом» было хорошо знакомо всем советским людям. Не знаю, как сейчас. Возможно, школьникам читают отрывки. Ведь строчки этого стихотворения, где говорится про Советскую власть, наверное, в хрестоматиях уже не помещают, как не помещают, например, и чудесную повесть Валентина Катаева «Сын полка» ( а как раньше пятиклассники любили это произведение! )

А.Т.Твардовский  на поле Ржевской битвы. Фото из Интернета.
А.Т.Твардовский на поле Ржевской битвы. Фото из Интернета.

Прочитайте внимательно конец стихотворения Твардовского, даже если вы к его поэзии равнодушны ( и даже если вы вообще поэзию не признаёте)… Прочитайте и убедитесь, что мы непоправимо, страшно виноваты перед ветеранами, сколько бы законов о защите их чести и достоинства не принимали и какие бы пышные парады и шествия в честь Великой Победы не устраивали…

Вот что пишет Твардовский ( стихотворение датировано 1945-46 гг).

Братья, в этой войне

Мы различья не знали:

Те, что живы, что пали, –

Были мы наравне.

И никто перед нами

Из живых не в долгу,

Кто из рук наших знамя

Подхватил на бегу,

Чтоб за дело святое,

За Советскую власть

Так же, может быть, точно

Шагом дальше упасть.

Ветераны не просто сражались за Родину, они воспринимали её неразрывно с Советской властью, и не стеснялись об этом говорить вслух: по нашу линию фронта развевалось красное знамя… И не было различий между павшими и живыми, всех объединяло одно чувство, одно «дело святое», поэтому и пишет поэт, что «никто перед нами из живых не в долгу»…

Диорама Ржевской битвы. Фото из Интернета.
Диорама Ржевской битвы. Фото из Интернета.

А дальше от имени убитого под Ржевом воина звучит завещание живым:

Я вам жизнь завещаю, –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина-брата,

Что погиб за неё.

(«Ликовать – не хвастливо»… Вспомнились мне явные «переборы» в ликовании, с которыми в каждый праздник встречаемся: и малыши в детском саду в солдатских формах, и ленточки георгиевские в неподходящих местах, и торговля всяческими товарами, к месту и не к месту приклеенными атрибутами Победы… )

Перечитываю стихотворение «Я убит подо Ржевом» полностью – и вдруг в памяти всплывает маленькое стихотворение, написанное Твардовским через двадцать лет после войны:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Ржевский мемориал Советскому солдату.
Ржевский мемориал Советскому солдату.

«Речь не о том», а о чём же речь? Что хотел сказать Твардовский? О чём он думал? Он, собственной жизнью заслуживший право сказать « те, что живы, что пали, – были мы наравне»? Почему появилось у него в 1966 году горькое чувство вины перед павшими?

Выполнено ли было завещание павших «родимой отчизне с честью дальше служить»? Получилось ли беречь свято «родимую отчизну», когда на глазах ветеранов очернялась память о Сталине – о том, кто ковал вместе со своим народом Великую Победу? Одно дело – говорить об ошибках, другое дело – объявить "тираном"...

9 Мая был самым любимым праздником в Советском Союзе, независимо от того, был это выходной день или нет, как было с 1947 по 1965 год. Это был воистину святой день. И кажется, что в нынешней России святой праздник вознесён ещё выше: ежегодные военные парады, шествие Бессмертного полка, концерты с песнями и плясками, салюты и молебны… Но при этом Красное знамя Победы исчезает из школьных учебников, о Сталине официальные представители власти говорят в основном не как об организаторе Великой Победы, а как об организаторе сталинских репрессий…. Подождите, почему так: если репрессии, то сталинские, а если Победа, то чья? Ведь по логике вещей она тоже сталинская? И при этом в России памятников Сталину нет, но зато есть величавый Ельцин-центр с грандиозным памятником тому предателю, который сдал Советский Союз – страну, во имя которой и совершалась Великая Победа… ( Перечитываю написанное предложение – оно кажется абсурдным… Однако ведь в нём всё соответствует историческим фактам… Так не в стране ли абсурда мы оказались?)

И чем яснее через семьдесят шесть лет видно, что итоги Великой Победы потомки сохранить не сумели, тем сильнее шумиха вокруг этого дня…. «Новые историки» договорились даже до того, что стали внушать народу мысль, как значителен вклад царя Николая Второго в дело Великой Победы… А при этом Сталин – только «тиран»… Увы, театр абсурда в одной, отдельной взятой стране…

Тиражируется мысль, что Советский Союз – это было отсталое государство с бесправным народом … И как же этот Советский Союз смог тогда сокрушить гитлеровское нашествие? Передовая Европа со свободным народом сдалась Гитлеру, а советские люди показали немыслимые чудеса массового героизма… Показали силу духа, беспримерное мужество… Неужели это они так защищали свою отсталость и своё бесправие?

И пустые слова, несущиеся с высоких трибун, о «долге перед нашими ветеранами», пора заменить честными: мы виноваты перед нашими ветеранами. Мы не сумели сберечь Советский Союз, за который они воевали, знамя, которое они несли… И в угаре официального патриотизма мы как будто бы и не замечаем, что в нашей праздничной колонне победителей уже нет с нами Украины и других братских республик, с которыми рука об руку добывали ветераны Великую Победу…

Горько, грустно, больно, обидно…

Простите нас, ветераны! Простите, настоящие воины-победители!

Воинам-победителям

Вас лихие избрали годы,
зачеркнув и юность, и детство...
В одночасье стали народом
вы в годину народных бедствий…

Убегая на фронт без оглядки, –

«Всё в порядке!» – писали близким...
Смерть играла в страшные прятки,
пряча выигрыш в обелиски…

Белый снег на висках мальчишек –
чёрной гарью пропахла их жизнь,
место подвигам не по книжкам
узнавали – по крику: «Держись!»

Перемолоты в страшной бойне,
лишь немногие – вышли в запас…
Вы России были достойны…
А достойна ль Россия вас?

Это стихотворение я написала для выступления перед ветеранами лет десять тому назад… А чувство вины с тех пор всё сильнее…

И напоследок вот ещё одно: стала просматривать плакаты времён Великой Отечественной войны… Смотрю на них, как на исторические документы той эпохи… Решила иллюстрировать ими свою статью. Что на плакатах? – красная пропаганда? или именно отражение того, что поднимало дух солдатам? Между прочим, на многих плакатах название армии – Красная Армия… Это что касается настоящей истории Великой Победы…