Первый комикс про архивы "Хранить вечно!" Идет сбор на его издание на платформе Planeta
— Где это мы? — Тёма слез с дивана и озадаченно оглядывался по сторонам. Они оказались в лесу, но видно было, что он совсем небольшой и рядом с городом. Светало. На полянке виднелись очертания странного приземистого сооружения, вроде большого холма, но с входом. «Землянка», — догадался Тёма.
— Ты меня на войну закинул?! — обернулся Тёма к Диван Диванычу, но того и след простыл. Ну и что ему теперь делать?!
В это время дверь землянки отворилась и оттуда вышел офицер. Он нисколько не удивился появлению Тёмы.
— Прибыл? Давай заходи!
Тёма получил задание: пробраться в город и выяснить, что там происходит. Даже здесь было слышно: там шёл бой. Офицер проинструктировал Тёму: «Посмотри, есть ли в городе танки, где они, сколько. На случай встречи с немцами придумай легенду».
Город на высоком берегу реки горел, и над ним повисла чёрная пелена дыма. Тёме стало страшно. Но перебежками он двинулся вперёд.
Красивый большой город на берегу реки лежал в руинах. Тёма пробрался через какие-то развалины, прополз под бетонными балками и ахнул: перед ним лежали кучи книг. Снаряд попал в архив или в библиотеку. Некоторые книги продолжали тлеть. Ветер перебирал страницы уцелевших книг, и они отвечали ему грустным шуршанием.
Тёма не выдержал, схватил самую толстую и засунул за ремень брюк. Высунул голову из-за кучи кирпичей. Его заметили и начали обстреливать. При каждом выстреле он утыкался носом в землю и долго ждал, когда немцы потеряют к нему интерес, чтобы опять бежать. Вдруг услышал: «Хенде хох!» Поднял голову: два немца с автоматами стоят рядом. Повели в рощу, а там уже сплошь немцы. Один спросил по-русски: «Куда идёшь, мальшик?» Тёма ответ придумал заранее: «В город, ищу маму, мы потеряли друг друга».
Его посадили в коляску мотоцикла и повезли. И хотя город был почти полностью разрушен, Тёма узнавал знакомые улицы. Его привезли в городской парк, от него всего несколько кварталов до бабушкиного дома! Но сейчас здесь всё было по-другому: вроде штаб немецкий и много разных машин. Тёму выдернули из коляски мотоцикла и повели к штабу.
— Партисан? Расведшик? — немецкий офицер буравил его взглядом.
— Нет, нет, я шёл... я с мамой шёл... в библиотеку! И тут началась бомбёжка, и мама пропала! Вот видите, книга, мне нужно было её сдать!
— Ты врёшь, мальшик! Ты ест руссиш партисан!
Немец выхватил пистолет и выстрелил. Пуля чиркнула по книге, не задев Тёму. Он зажмурил глаза. Где же Диван Диваныч?!
— Да здесь я, забирайся живее! — Диван висел справа так низко, что Тёма успел прямо на глазах ошарашенных немцев запрыгнуть на него, и — фьить! — они были уже высоко.
— Эх, а задание-то я не выполнил! И книга, книга... упала!
— Какая книга? Да не волнуйся ты, таких разведчиков-подростков было много, их посылали через линию фронта, немцы на них внимания не обращали, а они тем временем считали, сколько техники и какие где войска расположены. Хотя да, были случаи, когда и дети вызывали подозрение. Война...
…Тёма рассматривал пожелтевший номер газеты. Сегодня ему доверили разобрать старые периодические издания, сложить их по годам и номерам. Где же он видел этого человека? С газетной полосы на него смотрел бравый военный. А вот и заголовок: «Герой войны вернулся домой». Да это же тот самый офицер, который дал ему разведывательное задание! Вот же и имя его — Егор Андреевич Борисов. Борисов?! Так это что, и есть его прадед?
Тёма не заметил, как сзади тихо подошла бабушка.
— Узнал? Его портрет у вас дома висит на стене.
Тёма смутился. И правда, висит. И мама даже рассказывала про него... Но Тёму что-то отвлекло, и он невнимательно её слушал.
— Ба, а ты говорила, что собрала свою родословную. Покажешь?