Найти тему
GB Club

📊Дефицит чипов: ситуация становится хуже в самый неподходящий момент. Как это влияет на автопроизводителей?

GB-club
GB-club

Глобальный дефицит полупроводников вступает в новую фазу и становится серьезной проблемой. Это может оказывать давление на акции автопроизводителей в ближайшее время, и в итоге рынок разделит их на победителей и проигравших.

С начала года и до 4 мая бумаги General Motors (GM) и Ford (F) выросли на 33% и 29%, соответственно. Акции Volkswagen выросли на 50%, в то время как рост индекса S&P 500 составил примерно 10%.

Тем не менее, многие заводы были остановлены, и компании недополучили миллиарды долларов прибыли. Надежды на быстрое решение проблемы не оправдались. Остановка завода Renesas Electronics (RNECF) в марте в результате чрезвычайного происшествия вновь нарушила цепочки поставок на фоне продолжающегося увеличения спроса. Китайский производитель электромобилей NIO (NIO) называет этот простой причиной обострения нехватки микросхем в мае.

Пожар на заводе Renesas Electronics в Японии оказался более серьезной проблемой, чем это казалось изначально. Предприятие производит микроконтроллеры и микрокомпьютеры. 20% продаж компании приходится на Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSM), еще 10% - на Toyota Motor (TM), Ford и Volkswagen. Вследствие пожара поставки Renesas Electronics в этом году будут ниже на 2-3%. Но восстановление завода займет примерно три месяца, и во втором квартале объем поставок снизится на 10%.

Американский Институт менеджмента снабжения провел опрос менеджеров по закупкам. Согласно этим исследованиям, индекс деловой активности растет, и промышленность восстанавливается. Но проблема нехватки полупроводников отмечается повсеместно. На рынке сложился дефицит, и далеко не все заказы могут быть выполнены. Иногда поставки в 4-5 раз отстают от того количества, которое реально необходимо предприятиям. По прогнозам института, это ситуация не будет решена в краткосрочной перспективе, проблема будет давать о себе знать вплоть до конца года.

Сейчас в автомобильном секторе наблюдается стремительный рост. В апреле продажи легковых автомобилей в США составили 18.5 млн в годовом исчислении. Это максимальный показатель с 2005 года. Минимальным показателем во время вирусного кризиса были 8.6 млн.

Для примера, продажи Ford в прошлом месяце на 57% выше, чем продажи в апреле прошлого года и на 24% выше, чем в этом же месяце в 2019 году. 2020 год был сложным: локдаун, сокращение рабочих мест, постоянная неопределенность, но в апреле 2019 года ничего этого ещё не было. Продажи электрокаров Ford достигли рекорда - более 11 000 штук в месяц, что на 262% больше, чем в прошлом году.

Такой спрос - отличная новость для дилеров Ford. Они покупают автомобили у компании и продают их в розницу. Сама же компания не воспользуется всеми выгодами этой ситуации, если не сможет произвести столько автомобилей, сколько могут продать дилеры. Неделю назад, публикуя свою отчётность, Ford сообщили что во втором квартале смогут произвести только половину от запланированного объема. После такого объявления их акции упали более чем на 9%.

Растущий спрос на автомобили, которые требуют для своего производства десятков микросхем, будет способствовать продолжению дефицита на полупроводники. Этот дефицит создаст проблемы автопроизводителям, но в то же время будет являться положительным фактором для отрасли полупроводников, позволяя поддерживать высокие цены и развиваться в ускоренном темпе.