Найти тему
Анна об искусстве

"Безымянная высота" Бориса Неменского: почему картину не показывали миру 20 лет?

Картина была не признана современниками, а художник не мог выставляться около 10 лет. Только через 20 лет после ее создания, "Безымянную высоту" показали публике.

Б. Неменский. Безымянная высота. 1962 г.
Б. Неменский. Безымянная высота. 1962 г.

Я уже писала о картинах, созданных в годы войны. Они правдиво и ярко рассказывают о фронтовых буднях и великих сражениях. Живая летопись, созданная по горячим следам. Но война - это опыт, который всегда с тобой. И если в годы, когда враг был на русской земле, сердца и художников, и всего советского народа, были наполнены ненавистью к захватчику, и все силы были брошены на защиту и спасение, то спустя годы очевидцы страшных событий начинают их переосмысливать.

И в их работах, в поэзии и прозе шестидесятников, в картинах живописцев война уже не приукрашена, не идеализирован солдат, нет призыва к ненависти. Начинается переосмысление войны, а иногда и изобличение ее как машины убийства, сметающей все на своем пути, как месива, где по сути нет правых и виноватых.

Работы этого периода честны и беспристрастны. В них нет пафоса, он жестко изображают реальное лицо войны. Такова и работа Бориса Неменского "Безымянная высота". Картина основана на личных воспоминаниях художника:

-2

Около 20 лет художник переосмысливал увиденное. Пытался найти наилучшее выражение и образы для темы загубленной войной юной жизни. На картине мы видим двух убитых солдат: советского и немецкого. Они лежат совсем рядом и даже внешне схожи: оба молодые, рыжеволосые, оба погибли, не имея иного выбора.

И именно за это сходство и укоряли художника. Как он мог уравнять подвиг советского солдата и агрессию захватчиков, как бы они не выглядели и не вели себя! Его обвинили в ненужном пацифизме, "абстрактном гуманизме", выставки на 10 лет оказались закрыты для Неменского.

Но так ли это? Есть ли здесь уравнение или смысл намного глубже, а тема - всеобъемлюща? Конечно. В своей работе Неменский хотел показать, что в войне нет правых и виноватых, все равны перед ее ужасом и жестокостью.

Если посмотреть внимательно, можно заметить, что в позах героев все-таки видно отношение художника. Немец лежит распластавшись на животе, как поверженный. В то время как русский солдат распростерся на спине, раскинув руки и продолжая сжимать в руках винтовку. Его поза напоминает Христа на Кресте, и это неслучайно. Такая параллель нередко встречается в работах послевоенного времени. Художники показывают, что советских солдат, совершивших жертвенный подвиг за Родину, и Христа объединяет миссия спасителя — спасителя целого мира.

Б. Неменский у своей работы.
Б. Неменский у своей работы.

Сам Неменский, как видно из его воспоминаний, был очевидцем войны. Ему было всего 20 лет, когда он попал в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Это была небольшая группа художников, ездивших по фронтам Великой Отечественной. Они рисовали, писали и составляли художественную летопись войны.

Сам художник считает, что именно фронт сделал его тем, кем он стал. Это была настоящая школа жизни, где воспитывалась воля и возрастал талант живописца. Его картины о войне правдивы и лиричны, в них личный опыт, это не описание событий, а постижение их сути. Неменский признавался, что далеко не сразу разглядел главного героя войны: им был простой солдат в шинели, который и решал судьбу победы. Но когда художник увидел этого героя, его творчество вышло на новый этап.

Но при всей этой глубине, поиске сути изображенных событий, картины Неменского подвергались нападкам профессионального сообщества. Его обвиняли в отсутствии патриотизма, увлечением внутренними переживаниями героев, слабости идейного замысла.

И тут встает вопрос, что изображать: события на поверхности или то, что внутри? На этот вопрос ответили сами солдаты. В 1986 году картина впервые увидела свет. Ее выставили на персональной выставке художника. На ней присутствовал ветеран Афганской войны, который долго не мог отойти от полотна и признался художнику, что эта картина отражает и его личный опыт войны. «Он душу солдатскую раскрывает», — говорили зрители про работы Неменского.

Это мы, Господи!
Это мы, Господи!

Неменский еще не раз возвращался к этому сюжету, он не отпускал художника всю жизнь. Существует пять вариантов работы, последнюю он назвал "Это мы, Господи!" по названию книги Константина Воробьева и фильма Александра Итыгилова.

На одной из последних картин вокруг погибших солдат уже никого нет, они одни на этом небольшом холме. Картина становится все более символичной, похожей на безмолвную проповедь с призывом: "Это не должно повториться!"

Хотя и изначально художник изображал не какой-то конкретный бой и безымянную высоту. Это скорее случайная встреча на одном из сотен холмов, одна из тысяч, десятков тысяч встреч, унесших молодые жизни.

А мы, увидев название картины, конечно, вспоминаем и одну из самых проникновенных песен о войне, созданную поэтом М. Матусовским для кинофильма "Тишина" в 1964 г. Интересно, что созданы они были практически в одно время, в одном настроении. Они не поражают масштабностью и размахом событий, скорее глубиной и проникновенностью.

Как много их, друзей хороших

Лежать осталось в темноте...

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

Вам может быть интересно :

Великая Отечественная война глазами художников, переживших ее