18 декабря 1718 года родилась Анна Леопольдовна, правительница Российской империи при малолетнем Иване VI.
Анна Леопольдовна (при рождении Елизавета Катарина Кристина, принцесса Мекленбург-Шверинская, 1718 – 1748) родилась в немецком городе Росток в семье герцога Карла-Леопольда Мекленбург-Шверинского и царевны Екатерины Иоанновны – дочери царя Иоанна Алексеевича, сестры будущей императрицы Анны Иоанновны. Ее мать, не выдержав деспотичного нрава мужа, с трехлетней дочерью бежала в Россию, где поселилась в Измайлово, при дворе Прасковьи Федоровны – вдовы Иоанна Алексеевича.
После смерти Петра I в стране наступила так называемая «эпоха дворцовых переворотов», и потомки Ивана V неожиданно для самих себя приблизились к трону вплотную.
Мать Елизаветы Катарины Кристины в 1730 году, после смерти юного императора Петра II, рассматривали в качестве претендентки на престол. Но в итоге члены Верховного тайного совета решили, что бегающая от мужа Екатерина Иоанновна слишком независима и своенравна. В итоге императрицей стала ее младшая сестра, вдовствующая герцогиня Курляндская Анна Иоанновна.
Новая императрица, укрепившись на троне, оказалась перед необходимостью обзавестись наследником. Естественным путем родить законного наследника Анна Иоанновна не могла. На указ Петра I о престолонаследии позволял правителю самому определить того, кто унаследует власть.
Выбор Анны Иоанновны пал на племянницу. В 1733 году Елизавета Кристина Катарина приняла православие и получила имя Анна Леопольдовна. А буквально через месяц после этого умерла мать новоявленной Анны, Екатерина Иоанновна.
По завещанию императрицы Анны Иоанновны, на трон после ее смерти вступал 2-х месячный сын Анны Леопольдовны, Иван 6, до его совершеннолетия регентом стал герцог Эрнст Бирон. 23 октября в Исаакиевском соборе была проведена церемония приведения к присяге на верность новому императору, а по сути регенту Бирону. Общее недовольство к Бирону вызвало движение против него среди гвардии, которое, с согласия Анны Леопольдовны, стал возглавлять фельдмаршал Христофор Миних.
В ночь на 20 ноября 1740 г. в сопровождении небольшого отряда солдат он арестовал Бирона. Днем был объявлен манифест об отрешении Бирона от регентства и о назначении до совершеннолетия Иоанна Антоновича правительницей России Анны Леопольдовны с титулом великой княгини и императорского высочества. Бывшего регента сослали в город Пелым Тобольской губернии (ныне Свердловской обл.)
Принца Антона-Ульриха возвели в российские генералиссимусы (муж Анны Леопольдовны). Интереса к государственным делам Анна Леопольдовна не проявляла, реальная власть была сосредоточена в руках членов Кабинета министров. Анна проводила время за игрой в карты и в придворных развлечениях.
В непродолжительное время правления Анны Леопольдовны провели политическую амнистию лиц, пострадавших во времена "бироновщины", снизилась интенсивность работы Тайной розыскных дел канцелярии. Своим указом 1740 года Анна разрешила подданным подавать жалобы на работу коллегий и Сената, которые рассматривались специальной комиссией. С января 1741 г. всем государственным учреждениям надлежало представить в Сенат сведения о своих расходах для составления новых штатов. 1741 год, март - создали комиссию для рассмотрения государственных доходов.
В правление Анны Леопольдовны произошел разрыв со Швецией, подтверждены статьи Белградского мира 1739 г. Порта начала признавать русских государей императорами. Анна жила во дворце Петра 1 в Летнем саду, а в соседнем доме поселила своего фаворита Морица Линара.
При правлении Анны Леопольдовны улучшилось положение Русской церкви. Она финансировала монастыри, делала богатые вклады и пожертвования. Приговоренным к смерти "инородцам" было даровано прощение при условии принятия крещения.
Как уже говорилось, Анна Леопольдовна не интересовалась государственными делами, поэтому бразды правления сначала были сосредоточены в руках фельдмаршала Миниха, а затем в руках вице-канцлера Андрея Ивановича Остермана.
Еще хуже было то, что сама Анна Леопольдовна была не слишком популярна в стране, в отличие от дочери Петра I Елизаветы Петровны.
Анна Леопольдовна называла ее «сестрицей», хотя в действительности Елизавета приходилась ей двоюродной теткой.
В ноябре 1741 года Анне было 22 года, Елизавете − 31. Анне постоянно доносили, что зреет заговор в пользу Елизаветы. 23 ноября 1741 года, прервав карточную игру, правительница встала из-за стола и пригласила тётушку в соседний покой. В руках у Анны Леопольдовны был очередной донос, причем весьма убедительный. Генерал Кристоф Манштейн в своих воспоминаниях писал: «Цесаревна прекрасно выдержала этот разговор, она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против неё или против её сына, что она была слишком религиозна, чтобы нарушить данную ей присягу, и что все эти известия сообщены её врагами, желавшими сделать её несчастливой...».
Родственницы отреагировали на беседу по-разному. Анна Леопольдовна была уверена, что заговор теперь разрушен. Елизавета Петровна решила, что необходимо действовать немедленно.
В ночь на 25 ноября Елизавета Петровна сопровождаемая отрядом гвардейцев, арестовала правительницу, ее мужа, малолетнего императора и его сестру Екатерину, родившуюся 26 июля 1741 г. Цесаревна Елизавета лично вошла в покои Анны Леопольдовны и разбудила ее. Правительница не сопротивлялась перевороту, а только просила не делать зла ее детям и любимой фрейлине и подруге Юлиане Менгден. Елизавета пообещала выполнить ее просьбу.
Перед Елизаветой встала проблема — что делать с маленьким Иоанном, Анной Леопольдовной, Антоном Ульрихом и новорожденной Екатериной Антоновной, появившиеся на свет в июле 1741 года?
Поначалу она хотела отправить их в Европу, но приближенные возражали — на свободе «Брауншвейгское семейство» способно на контрпереворот. В итоге на время колебаний семью Анны Леопольдовны поместили под охрану в Рижском замке.
Вскоре камер-лакея Турчанинов предпринял попытку организовать заговор с целью вернуть на престол маленького Иоанна. Это убедило Елизавету Петровну — «Брауншвейгское семейство» следует сослать в российскую глушь.
В декабре 1742 года Анна Леопольдовна с родными была переведена в крепость Дюнамюнде, где у неё родилась дочь Елизавета. В январе 1744 года всё семейство перевезли в Рязанскую губернию для заключения в Раненбургской крепости. Но в июле того же года пришел новый приказ — всех отправить на Соловки.
Ледовая обстановка, однако, не позволила переправить царских узников к месту назначения. В итоге местом их заключения стал архиерейский дом при Холмогорском соборе.
1746 год, 19 марта - Анна Леопольдовна умерла из-за осложнений после родов сына Алексея. Рождение принцев Петра и Алексея было скрыто от народа, причиной смерти свергнутой правительнице была объявлена "огневица". Ее тело перевезли в Санкт-Петербург и похоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Дети Анны росли под присмотром отца - принца Антона-Ульриха, который умер в 1774 г. 1780 год - по просьбе Берлинского, Датского и Брауншвейгского правящих домов им было разрешено императрицей Екатериной 2 выехать из России в Данию на попечение тетки, датской королевы.