В день великой победы слушаем ветеранов Великой Отечественной. Эта история человека, который начал войну в одном качестве, а закончил совершенно в другом.
Даже можно сказать, что кардинально в другом качестве. Призвался Иван Федорович в городе Майкоп в 1941 году. За два месяца до начала войны ему исполнилось 25 лет. Направили в тыловую службу водителем полуторки. С одной стороны, и от фронта не так далеко, подумал он, с другой стороны — можно будет разузнать, что там творится вообще. Сведений не было от слова совсем. Сводки часто запаздывали, а по ощущениям немец просто летел по нашим землям, как неудержимый. По пути в часть в голову полезли плохие мысли: а если захватит родной Краснодар. А там жена, две дочери. Что может с ними случиться? Впоследствии так и получилось: Краснодар был занят немцами, но с семьей всё обошлось. Но то уже иная история. А с 1941 по 1943 год служил Иван водителем на полуторке, иногда на тягачах, когда это требовалось.
В конце ноября 1943 года пришла на переформирование какая-то танковая часть. Стояла ночь, танкисты попадали спать после долгого марша. Наутро всех тыловиков выстроили в шеренгу: кто умеет трактор водить, кто стреляет метко — шаг вперёд. Солдат Иван шагнул, так как до войны с 6-ти лет на тракторе с отцом работал в колхозе. Вышли из строя ещё несколько человек. Взяли его механиком-водителем в один из экипажей. На следующий день уже начались учения. Выделили 7 танков, на которых кто-то учился водить, кто-то стрелять. Таким образом прошел примерно месяц. То есть, неподготовленными никто никого в бой не гнал. По крайней мере, в этой ситуации. А далее был фронт. Вот так в 1943 году Иван Федорович попал на 1-й Украинский фронт. Буквально с первых дней его формирования. Попал под командование генерала Рыбалко. Уже в марте 1944 года наш ветеран принял участие в Черновицкой операции. Там первый раз и горел.
Пушечный снаряд угодил в двигатель, и танк встал, как вкопанный. Успели выскочить все, никто серьёзно не пострадал. Уже на следующий день получили почти новую 34-ку, и догнали свой взвод. В следующей операции в конце августа 1944 года пришли первые потери: в танк попала практически одновременно два снаряда. Один угодил в ведущее колесо на корме, а второй аккурат под башню, которую сразу заклинило. Серьёзно ранило заряжающего и нашего Ивана Федоровича. В экипаже было 4 человека, хотя тогда было уже положено пять. Заряжающего в итоге спасти не удалось, а Иван остался без куска черепа за ухом. Отбило окалиной от брони.
«Главное было успеть выскочить из танка. Мы это специально тренировали постоянно. Гоняли нас нещадно. Только какая-то стоянка на пару дней, обязательно тренировка покидания машины. Главное было не хватануть едкого дыма в лёгкие. Вдохнул, закружилась голова. Прощай, дорогой. Поэтому, нужно было действовать очень быстро».
В госпитале провел три месяца, и упросил отпустить его к своим, обратно. Врачи согласились. Так в декабре 1944 вернулся обратно в 3-ю гвардейскую, но уже в другой экипаж. Через пару месяцев принял участие в наступательной операции, где всё было для нашего ветерана удачно, выполнили несколько локальных задач успешно, но под городом Бреслау танк был подбит из пушки противника. Экипаж получил ожоги и немного посекло осколками, но чисто царапины. Врачи вытащили несколько из радиста. Но выскочить из танка успели все, и на том спасибо. Ждали трое суток, получили машину.
В дальнейшем каких-то жестоких боев и приключений не было. Действовали в арьергарде. Войну закончил под столицей Германии, но до Берлина уже примерно в 10-х числах мая дошли. Получил Орден Отечественной войны второй степени и ряд других наград. Вернулся Иван Федорович в родной колхоз, где продолжил работать механиком и трактористом в тракторной бригаде. Поднимать хозяйство было чуть ли не тяжелей, чем воевать. Трудились круглые сутки посменно. Вот где был настоящий подвиг. Рвануть страну в плане сельского хозяйства и экономики после невероятно разрушительной войны было настоящим подвигом. Сравнимым с военными победами.