Найти в Дзене
Твой редактор

Как развить Телеграм-канал с нуля: личный опыт автора канала о писательстве

Мы пишем потому, что хотим поведать что-то людям: поделиться своим творчеством, мыслями о прочитанной книге, научить чему-то, рассказать о себе или своём занятии. Современный мир предоставляет множество инструментов для того, чтобы найти читателей. Один из таких инструментов — Телеграм-канал.

Рассказываю, как я развивал канал «Пишу, следовательно, живу» — канал о писательстве.

Почему я выбрал именно Телеграм?

На момент, когда я начал вести канал, а это октябрь 2019 года, платформа уже набрала огромную популярность, которая возрастала даже в условиях блокировки. Роскомнадзор запретил Телеграм в России, но при этом множество людей продолжали использовать платформу, и сегодня она является одной из самых популярных в мире!

Но не сам факт популярности мессенджера сыграл основную роль в моём выборе. Важно то, что он лучше всего подходит для чтения. Здесь не так важны картинки, как в том же Инстаграм, нет замусоренной ленты новостей, как в том же ВК, где для того, чтобы группа оставалась в тренде, необходимо с горящей жопой каждый день придумывать, что же опубликовать, чтобы не утонуть в куче других подписок читателя. Для того, чтобы тебя читали, в Телеграм не нужны лайки, репосты и комменты. Более того, некоторые каналы держатся на плаву, выпуская контент раз в неделю или и того реже.

Но с этими неоспоримыми плюсами в ногу идёт и несколько минусов Телеграм:

1. Контент! В первую очередь важно качество контента на канале. Если ты постишь оффтоп или слабые статьи, читатель быстро уйдёт, тогда как в других соцсетях он может просто забыть о существовании твоего канала, зато останется единичкой в счётчике подписчиков. Хотя будем честными, это не совсем минус, ведь именно поэтому аудитория в Телеграм самая активная.

2. В Телеграм практически отсутствуют инструменты продвижения. Механизмы тех же Яндекс Дзен или Ютуб сами продвигают интересный контент, если видят, что людям он заходит. Здесь такого нет! Каждый канал живёт своей жизнью и варится в своём соку, а чтобы тебя кто-то репостнул, нужно приложить немало сил и умений. Качество контента должно быть на высшем уровне, но даже в таком случае другие блогеры вряд ли узнают о твоей крутой статье, если у тебя на канале десяток подписчиков.

3. Даже с поиском каналов в Телеграм всё плохо. Едва ли человек сможет найти мой канал, вбив в строку поиска «писательство», хотя это слово встречается, наверное, в каждом третьем посте. ВКонтакте же выдал бы несколько десятков страниц, хоть как-то связанных с этим словом.

Казалось бы, это порочный круг: подписчиков нет и им неоткуда взяться даже при условии, что ты постишь интересный контент, но выход, как вы уже догадались, всегда есть, ведь как-то же все эти миллионы каналов сумели набрать аудиторию.

Расскажу, как делал это я!

В Телеграм есть интересная фича, которая поможет набрать первых подписчиков без особого труда (до 200). Если у вас большая телефонная книга и многие из контактов пользуются платформой Телеграм, можно пригласить их на свой канал, и это не потребует подтверждения приглашаемого. Другими словами, тот, кого вы приглашаете из телефонной книги, будет автоматически перенесён в ваши подписчики. Конечно, когда он заметит в своём вписке каналов тот, на который он не подписывался, наверняка он задастся вопросом, что это за ресурс, откуда он взялся и почему вообще без его ведома оказался в его Телеграм, но это даст время для манёвра.

Для чего это нужно?

Всё просто: новые подписчики, которых вы будете привлекать посредством рекламы или других инструментов, часто в первую очередь смотрят, насколько популярен ресурс. Согласитесь, что мало кто захочет подписываться на пустой канал как в плане контента, так и в плане аудитории, ведь доверие обычно вызывает хотя бы сколь-нибудь людный ресурс.

Так делал и я. Первые несколько десятков подписчиков состояли из моих друзей, которых я попросил подписаться и из контактов, которые сами того не зная, присоединились к каналу.

Следующим этапом была «расклейка объявлений» по всему интернету. Я бегал по группам ВК с похожей тематикой и там, где это разрешено, оставлял свои небольшие рекламки: просто приглашения с кратким перечислением деятельности канала и ссылкой. Также я разместил канал на ресурсах с базами Телеграм-каналов, например на ТГСТАТ, хотя не могу сказать, что эти способы очень эффективны. Наибольшего эффекта для того времени я достиг, когда начал договариваться с админами схожих по тематике групп ВК и постить статьи со ссылкой. Всё честно и прозрачно: они получали контент, а я подписчиков, которые переходили на мой канал. Надо сказать, что люди неохотно переходят из сторонних соцсетей, но на тот момент каждый подписчик был на вес золота.

Таким образом я набрал около 80 человек. Так себе цифры, согласен, но для меня это стало необходимой базой для того, чтобы будущие подписчики видели, что канал развивается.

Тогда-то и настало время рекламы на крупном канале со схожей тематикой. После рекламы ко мне присоединилось — внимание! — около сотни человек, что для меня было огромным шагом вперёд.

Очень важно подбирать тематические каналы, особенно если тематика вашего канала узконаправленная. В моём случае — это ресурсы, на которых говорят о литературном труде. На втором месте идут книжные блоги и каналы на смежные темы, вроде правописания. Если же тематика вашего канала более обширна, можно податься за рекламой и в менее близкие по теме ресурсы. Главное не попасться на канал с накрученными подписчиками, иначе просто потеряете деньги. Часто это видно по соотношению аудитории к просмотрам постов. А вообще, для этого есть сайты с базами Телеграм-каналов и статистикой, где накрученные каналы часто отмечены как потенциально опасные. Но даже там есть возможность ошибиться, поэтому я предпочитаю доверять своим наблюдениям: довольно подозрительно, если на канале с 3000 подписчиков новый пост в течение 15 минут набирает 500 просмотров.

Итак, после рекламы с продвижением стало чуть проще. Вскоре мне написал админ небольшого канала и предложил сделать ВП (взаимный пиар) — один из самых популярных и эффективных, а главное, бесплатных рычагов развития канала, которым пользуюсь и по сей день. Его суть проста: вы размещаете рекламу его канала, а он — вашу (или создаётся подборка из нескольких каналов с кратким описанием, каждый из которых публикует список у себя). Таким образом вы обмениваетесь аудиторией. Слишком часто пользоваться этим способом не стоит. Я делаю ВП не чаще, чем раз в месяц, а в основном даже реже, ведь превращать канал в сборник объявлений чревато отписками.

С уверенностью заявляю, что без рекламы в Телеграм раскрутиться практически нереально, но могу сказать, что не так уж много за это время я потратил, хотя на сегодняшний день нас на канале уже больше тысячи. Это не столь большая цифра, но если учитывать довольно узкую специфику моего ресурса, тысяча — это неплохо. Так что если на своём канале вы говорите о более популярных вещах, думаю, и продвижение у вас будет более простым.

Напоследок расскажу о технических сложностях платформы:

В Телеграм очень много «фишек», созданных для расширения возможностей платформы. Это разнообразные боты, с помощью которых можно делать отложенные посты, смотреть статистику, создавать объемные тексты (в ТГ есть ограничения по знакам на один пост — где-то в районе 4000 знаков, а если с картинкой — и того меньше). Я пользуюсь довольно небольшим набором ботов:

@ControllerBot — бот для управления каналом: отложенные посты, таймеры удаления, кнопки, гиперссылки, в общем функционал широкий.

@TGStat_Bot — всё, что касается статистики, аналитики и т.п.

@Stickers — для создания стикерпака.

@telegraph — бот для создания длинных текстов.

В чём сложность: разобраться, как подключить бот без ста грамм довольно проблематично. Вот прям настолько, что если мне придется по-новой подключать бот, я буду сидеть полдня и чесать репу, хотя, может быть, только у меня так. С применением поначалу тоже могут возникнуть сложности, ведь легко запутаться, куда и в какой очерёдности нажимать, чтобы банально создать отложенный пост.

Для того, чтобы активировать любого бота, необходим главный — @BotFather.

Кажется, рассказал всё. Если что-то упустил, вопросы приветствуются. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Писатели и читатели, продвигайте своё творчество и присоединяйтесь к моему каналу.