Эра рок-музыки подарила человечеству множество талантливых музыкантов, но мало гениальных поэтов. Особенно эта дисгармония между отсутствием поэтического слова и шквалом идеальной рок-гармонии чувствуется в западной рок-музыке. Вот это-то и есть причина невероятного успеха русского рока в эпоху духовного вакуума. Хотя и здесь чувствовалось влияние западного рока, перефразируя Шекспира — много ярости и крика, нет лишь смысла.
Многие, наверное, согласятся, что этого никак не скажешь о песнях ленинградского рок-музыканта Виктора Цоя. Неспроста певец Игорь Тальков в последней строчке авторской песни, посвященной Цою — "поэт и композитор Виктор Цой", — слово поэт поставил на первое место. Да, он был прежде всего поэтом, и ему было что сказать. Достаточно вспомнить даже его раннюю поэзию:
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дни,
Ты пойдешь рубить лес, но увидишь лишь пни.
Вот, в этих нескольких словах из песни «Игра» заложена трагедия целого поколения — оно оказалось никому не нужным и предоставленным самому себе. Это поколение так и не нашло себя, не нашло нравственные ориентиры, и затерялось в бушующих морях бессмыслицы. И его неуправляемая лодка так никуда и не приплыла. Прямо как у Макаревича:
Другой держался русла и теченье ловил
Подальше от крутых берегов.
Он был, как все и плыл, как все, и вот он приплыл —
Ни дома, ни друзей, ни врагов.
И жизнь его похожа на фруктовый кефир,
Видал я и такое не раз.
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
Однажды он прогнется под нас.
А чего стоит только одна фраза из песни Цоя «Война»: «Между Землей и Небом Война!» И речь идет не о войне в пространстве между землей и небом, а о войне между разумными созданиями на небе и созданиями в пределах Земли. А ведь это одна из главных тем Книги книг — Библии!
Даже, казалось бы в простых повседневных вещах, Цой видел недоступное взору большинства, как это видно, например, из песни «Музыка волн»:
Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада,
Музыку волн, музыку ветра?
Да, сидишь на песке, отдыхаешь, или купаешься в ласковом море, и тут вдруг эта мысль: «А ты вспомнишь все это под прицелом, или сломаешься, попросишь о пощаде, предав Свет Истины?» К Вам приходили такие мысли на берегу моря?
Но поэзии Цоя не были чужды и чисто человеческие радости. Достаточно вспомнить хит «Когда твоя девушка больна». Лиричность этой песни позволила ей шагнуть далеко за узкие рамки рок-поэзии, поэзии протеста и шквала эмоций. Да, это было новое слово не только в рок-музыке, но и в музыке вообще.
Краткая биография
Цой Виктор Ро́бертович родился 21 июня 1962 года в Московском районе г. Ленинграда в семье учителя физкультуры Валентины Цой и инженера Роберта Цоя (по происхождению — корейца). В 5-м классе Витя неожиданно начал интересоваться музыкой, и родители подарили ему гитару. В средине 70-х годов он учился в художественной школе, где присоединился к группе «Палата № 6», лидером которой был Максим Пашков.
После окончания 9-го класса Виктор поступил учиться на художника-оформителя в художественное училище имени Серова (г. Ленинград). Однако занятия музыкой отнимали у него практически все время, и на 2-м курсе его отчислили за неуспеваемость. После этого некоторое время Цой работал на заводе, а затем поступил в СПТУ-61 на специальность «резчик по дереву». Однако вскоре он понял, что должен заниматься только музыкой.
Музыкальная карьера
На рубеже 80-х годов Виктор Цой и Алексей Рыбин (был более известен под прозвищем "Рыба") в составе группы «Автоматические удовлетворители» ездили в Москву, чтобы играть в стиле панк-рок на подпольных квартирниках, организованных Артемием Троицким. Вот именно тогда судьба и улыбнулась будущей рок-звезде — Виктора, поющего под гитару в электричке, услышал лидер известной рок-группы "Аквариум" Борис Гребенщиков. Восхищенный его песнями, Борис предложил ему помощь и поддержку как свою, так и Сергея Курехина, Андрея Тропилло и других.
Летом 1981 года Цой, Рыбин и Олег Валинский создали рок-группу «Гарин и Гиперболоиды». Но вскоре Олега забирают в армию. Однако группу это не останавливает, и взяв себе новое название — «Кино», она при помощи всего состава группы «Аквариум» делает запись первого альбома на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника. В 1982 году альбом был завершен и назван по продолжительности звучания — "45". Альбом приобрел всесоюзную популярность, и о группе заговорили, ее стали приглашать на квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Самыми популярными композициями группы на то время стали хиты «Алюминиевые огурцы», «Троллейбус» и «Электричка».
Личная жизнь
4 февраля 1984 г. Виктор Цой женился на Марианне Родованской. Чтобы всегда быть с мужем, Марианна даже оставила работу, и начала работать администратором рок-группы «Кино». Со временем у них родился сын Александр, которому Виктор, как считают многие поклонники его таланта, посвятил одну из своих известных песен (однако Саша родился спустя 2 года после написания этой песни). Супруги разошлись в 1987 г.
Виктор стал жить с Натальей Разлоговой в Москве. С ней он познакомился на съемках фильма «Асса», где она работала ассистентом режиссера. Однако развод с Марианной он не успел оформить, и поэтому не вступил в официальный брак с Натальей. Общих детей у них не было.
Заключение
Недавно соседский мальчик лет 15-ти проходил мимо моего дома, и из его наушников доносилось : «Перемен!..». Я ушам своим не поверил: он слушал не вынесенного модой на волну славы Моргенштерна, а то что люди никогда не смогут забыть : музыку волн вечности.
В этом году Виктору Цою исполнилось бы 60. Но, извечная борьба темных и светлых сил видимо затронула и его жизнь. В следующих статьях мы обсудим версии гибели поэта. Есть много признаков убийства, но в то же время есть весомые аргументы против этой версии. Какая же версия правильная?
Продолжение следует.