У меня дома есть две подлинные книги фронтовых зарисовок немецкого художника Эрнста Айгенера. На момент вторжения в Польшу он служил в составе 637-й роты пропаганды, в этом соединении и оставался до гибели в 1943 году. Вместе со своей ротой Айгенер участвовал в захвате нейтральной Бельгии и военной кампании на территории Франции. В это время он вёл подобие дневника, в котором переносил на бумагу то, что видел вокруг себя. Годом позже эти рисунки вошли в его первый альбом с простым названием «Mein skizzenbuch” (мой альбом для зарисовок).
Страшно дорогой, протяжённый, вооружённый до зубов форт Эбен-Эмаль был построен Бельгией для защиты от немецкого вторжения за несколько лет до начала войны. Это мощное укрепление было захвачено германскими парашютистами всего за один день 10 мая 1940 года.
В альбоме особое внимание уделено солдатам, набранным во французских колониях - в основном уроженцам Туниса, Алжира, Марокко. Я слышал, что в 1940 году они не сильно горели желанием умирать за свою метрополию.
Марокканцы.
Солдат Вермахта охраняет пленных.
Солдат охраняет палатку в Компьенском лесу. Именно там, в железнодорожном вагоне командующего французской армией маршала Фоша, было подписано унизительное для немцев компьенское перемирие, положившее конец Первой мировой войне. Спустя двадцать два года на этом же месте и в том же вагоне, по такому случаю специально доставленному из музея, было подписано Второе компьенское перемирие, послужившее окончанием боевых действий во Франции.
Немцы стреляют из миномёта.
Бельгийские военнопленные.
Замок Амбуаз во Франции в 1940 году.
Во время Первой мировой войны 305-мм орудие Шкода М11 использовалось армией Австро-Венгрии для осады укреплённых линий бельгийских крепостей около Антверпена, Намюра и Льежа. Позже такие появились и на нашем восточном фронте. В межвоенный период они оставались на вооружении Чехословакии с Югославией и были впоследствии захвачены немцами, которые широко их применяли в числе прочего и у нас в Севастополе.
Судя по обилию изображений лошадей в этом альбоме, Эрнст Айгенер неровно дышал в сторону верховой езды.
Ещё одним частым сюжетом в книге являются изображения беженцев.
Кажется здесь изображён французский город Реймс.
Беженцы погрузили свои пожитки в огромную телегу и бегут, спасаясь от боевых действий.
Беженцы стоят в очереди на демаркационной линии, разделяющей зону Германской военной администрации во Франции и территорию марионеточного Вишистского режима.
Памятник Жанне д’Арк на площади Мартруа в Орлеане.
Программа музыкального концерта с набросками на зрителей, сидящих в зале.
Взорванный мост.
Немцы наладили понтонную переправу.
Зарисовок в книге на самом деле очень много, я показал далеко не все. Надеюсь вам было интересно посмотреть на свидетельство не очень часто освещаемого у нас начального периода Второй мировой войны.