Найти тему

Развитие ребенка от 3 до 5 лет

Не забудьте подписаться на мой канал.

Уважаемые родители, специалисты и читатели, для Вас я подготовила цикл статей о развитии детей (двигательном, речевом и познавательном). Эта информация поможет Вам оценить развитие Вашего ребенка и, в случае значительного отставания в формировании каких-либо функций и деятельности, вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

Развитие ребенка от 3 лет является важным периодом, так как в этот момент у него формируется способность к обучению. Малыш охотно изучает мир, природные явления, животных, растения и т.д. С 3-х лет у ребенка начинают закладываться определенные качества и формироваться характер. Любимым выражением малыша становится «Я САМ». Ему хочется быть взрослым. Но в младшем дошкольном возрасте поступки ребенка ситуативны, последствия которых он не осознает, поэтому ему свойственно ощущение безопасности. Однако стремление быть взрослым и действовать, не осознавая последствий, может вызвать небезопасные ситуации поведения.

В возрасте 3-4 лет дети начинают усваивать нормы и правила поведения. Но они не могут выделить нарушение той или иной нормы, а как правило, видят несоблюдение требованиям взрослого (например, мама сказала, что нельзя что-то брать, а он взял). И если ребенок нарушил правило, то переживает он за последующие потом наказания или запреты взрослого. К 4-5 годам эти нормы и правила все еще не осознаются детьми, но начинают складываться представления о том, что хорошо, а что плохо. Дети уже понимают несоответствие правилам поведения, как окружающих людей, так и себя, переживают по этому поводу и способны регулировать свое поведении.

С 3-х лет дети усваивают гендерные роли. Они начинают отличать девочек и мальчиков по ряду признаков: одежда, прическа, предпочтения в выборе игрушек. Ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола и имеет представления собственной гендерной принадлежности. Также дети дифференцируют людей не только по полу, но и по возрасту. Способны отличить ребенка, взрослого, пожилого человека в реальной жизни и на картинках.

Важным этапом в развитии ребенка является овладение навыками самообслуживания. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться полотенцем, и т.д. Однако эти навыки опираются на определенный уровень развития двигательной сферы ребенка, большое значение в которой имеет моторная координация. При этом важно способствовать развитию как общей, так и мелкой моторики ребенка.

Познавательное развитие. По мере взросления ребенка у него продолжают накапливаться представления об окружающих предметах. Формируются сенсорные эталоны. Ребенок усваивает основные цвета, формы предметов, вкус, запах. Он знает понятия «больше» и «меньше». На основе знакомства и познания окружающего мира у него складываются пространственные представления. Ребенок уже может определить, где находится предмет (на столе, в шкафу и т.д.).

Внимание детей 3-4 лет непроизвольное. К 5 годам оно становится более устойчивым. Малыш, выполняя какое-либо действие, способен не отвлекаться. Важным показателем развития произвольного внимания является появление действия по правилу (к 5 годам). Именно в этом возрасте дети начинают играть по определенным правилам (настольные игры и т.п.).

Память в 3 года непроизвольная и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети способны сохранить в памяти и воспроизвести только ту информацию, которая связана с положительными или отрицательными эмоциями. Как правило, она не требует усилий для запоминания. Но память ребенка в дошкольном возрасте развивается интенсивно. Так, к 5 годам, у ребенка развивает произвольная память. В этом возрасте малыш может запомнить 5-6 предметов из 10 предложенных, изображенных на картинках.

Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Но связь мышления с действием по-прежнему сохраняется. При этом практическое манипулирование с предметом не требуется, а ребенку необходимо отчетливо его воспринимать и представлять.

Игровая деятельность ребенка также претерпевает изменения. Они приобретают простой сюжет, содержащий 1-2 роли. Сначала дети не умеют объяснять друг другу свои действия в игре, из-за этого часто возникают конфликты, которые они не могут самостоятельно разрешить. К 4 годам дети начинают согласовывать и разделять действия. Ребята называют и понимают свои роли, а в процессе игры могут их менять.

В игре у ребенка возникает потребность в общении предпочтительно со сверстниками. У него появляются постоянные партнеры по играм. Но это вовсе не означает, что общение со взрослыми больше не требуется. Наоборот, дети продолжают активно сотрудничать с ними, но общение теперь носит более интеллектуальный характер. Малыши задают много вопросов для получения новой информации познавательного характера.

Речевое развитие. Речь – является главным средством общения с взрослыми и сверстниками. Словарь ребенка активно обогащается, наряду с названиями предметов, появляются все больше глаголов, прилагательных, наречий. Дети овладевают грамматическим строем речи: учатся согласовывать слова по роду, числу, времени, падежам; образуют новые слова. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения, которые к 5 годам, как правило, устраняются. Речь становится более связной. Дети учатся отвечать на вопросы полноценным предложением, могут описать свои впечатления и рассказать о каких-либо событиях, составить историю по картинкам, описать особенности своей игрушки, пересказать сказку.

Важно отметить, что в этот возрастной период у детей возникает интерес к чтению. Они охотно слушают, когда им читает взрослый. Проявляют интерес к иллюстрациям книг, анализируют героев произведений. Дети многое запоминают из книг, а к 4-5 годам легко учат стихи наизусть и способны их выразительно прочитать.

Напоминаю, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и может развиваться, чуть опережая или отставая от норм. Но, если у него наблюдается значительное отставание в развитии, необходимо обратиться к специалисту. При своевременном начатом лечении можно вовремя предотвратить и избавиться от серьезных проблем.

В следующей статье мы рассмотрим нормы развития ребенка от 5 до 7 лет.

Другие мои статьи:

Развитие ребенка от 1 года до 3 лет (раннее детство)

Развитие ребенка от рождения до года

Сколько ждать и стоит ли?

Как родителям исправить речь ребенка?