Найти тему
Aella

Выживут только любовники: фильм про мужа с женой

Серьезно, это первый вопрос к фильму, который у меня в свое время возник. Где тут любовники-то? Это супружеская пара (см. картинку к посту), которая вместе уже очень, очень давно, все друг о друге уже знает и то, что брак у них по типу гостевого, ничего особо не решает в их случае. Создается впечатление, что и живут-то они раздельно периодически только чтобы что-то новое вообще случалось. Хотя все равно все повторяется - меланхолия и усталость от всего Адама (мужа), попытки Евы (жены) показать ему смысл жизни (ладно, в случае вампиров не-жизни), даже визит сестры жены ничего принципиально нового не вносит.

Почему? Потому что тоже уже было. Сестрица появляется, начинаются неприятности.

На что это похоже? А ни на что это не похоже. Ни на одну другую пару из ранее разобранных фильмов о вампиров. Это не Дракула, который вечно добивается Мину, это не Акаша с её не сильно удачным выбором, тем более это не пары "Другого мира". Ева и Адам принципиально отличаются тем, что их отношения прошли проверку временем. И на то, к чему они в итоге пришли, довольно приятно смотреть. Очень, очень, очень долгие отношения, если без хэппи-энда, то только потому, что он уже состоялся.

Несколько раз. Как говорит Ева, глядя на старую фотографию: "Наша третья свадьба".

И фильм крутится не вокруг проблем их отношений - таковых особенно и нет. А, какие есть, привычны, знакомы и решаются по отработанному годами сценарию. Фильм крутится вокруг чего-то большего.

(Может, это и есть секрет долгих отношений - принимать их, как факт, и не пытаться выжимать из них эмоции, как воду из губки?).

Можно ли сказать, что кто-то тут доминирует? Ева более энергична, более жизнерадостна, она больше экстраверт, Адам больше интроверт. Они разные, очень. Но при этом видится мне - во всяком случае, в визуальных образах - андрогинность обоих.

Хотя и в характерах тоже. Если вспомнить традиционные качества маскулинности и феминности. Возможно, это тоже один из посылов фильма - в таких долгих отношениях, при такой долгой жизни гендеры если не стираются, то трансформируются, уходя от традиционных качеств. Партнеры, хоть и очень разные, становятся в чем-то и очень похожими друг на друга.

(Ева в белом, Адам в черном - и так весь фильм, но противоположные цвета только подчеркивают сходство линий).

Да, линий. Я вообще люблю тему линий в образах. И далеко не сразу поняла, почему на роль вампирши Евы взяли Тильду Суинтон. Но потом пригляделась.

Кадр из фильма "Выживут только любовники"
Кадр из фильма "Выживут только любовники"

Даже линии их лиц похожи. Такого эффекта бы не было с другой актрисой, с более мягкими чертами. И мне кажется это очень важным - подчеркнуть сходство, которое действительно (и в жизни тоже) обретают пары, которые вместе очень, очень давно.

Лицо Тома Хиддлстона (Адам) тут тоже имеет значение. Имеет значение то, как эти двое смотрятся вместе. Я читала обзоры на этот фильм - практически везде акцент делается на образе Евы. Тильда Суинтон то, Тильда Суинтон это. Для меня это воспринимается несколько однобоким.

(Адам тоже хорош, оторвитесь от Евы уже, наконец, фильм не про неё одну).

Если говорить о характерном для этого фильма вампиризме, то это очень рафинированный, утонченный и в то же время - напрашивается это слово - несчастный вампиризм. Все та же линия "доброго" Дракулы, питающегося из скляночек и флакончиков ладно, в случае Евы и Адама из рюмочек. Здесь она обоснована тем, что люди отравили и загадили даже собственную кровь, и бедным вампирам приходится покупать очищенную плазму.

(Вообще вся эта тема с "еды вроде много, а есть по факту нечего" мне сильно напоминает собственную боль - "чем вообще питаться, если ты аллергик, блин").

Но в конце фильма вампиры, порядком изголодавшись, все-таки переходят на бесплатное питание посредством укусов живых людей. Они все-таки нашли, кого можно покусать и не отравиться, или на этой стадии голода уже все равно? Этот момент не очень понятен но, скорее, второе.

Возникает вопрос - есть ли у этой долгоживущей пары супругов дети? Ага, есть и именно поэтому им становится нечего есть. Та самая сестра Евы, которую она опекает, словно дочь-подростка. Хотя сестрица и сама ведет себя, как подросток.

Ева с сестрой
Ева с сестрой

Если представить, что она не сестра Евы, а подросшая дочка... ну, не изменится вообще ничего. Ева потакает, Адам ворчит что нефиг баловать детей и все это по кругу. Столетиями. Так что вполне сложившаяся вампирская семья.

(Хотя интересно, как они раньше с такой "дочкой" выкручивались... хотя раньше же кровь у людей не так загажена была, конечно).

Выводы? Крайне интересная и нетипичная для фильмов о вампирах модель отношений. Хотя может показаться, что здесь в ходу все то же доминирование женщины в отношениях, но нет. Хоть Еву в фильме и называют госпожой, но это делает никак не Адам. Адам более пассивен, иногда идет на явные уступки Еве (как в случае с её сестрицей), но они равны. И даже по языку жестов на протяжении фильма это заметно - они меняются местами. То Ева к Адаму прижимается, то Адам к Еве, по очереди.

Совершенно конструктивные отношения в условиях долгого брака. Брать в рамочку и вешать на стену.

Я довольна.

Ваша Аэлла.

#вампиры #фильмы о вампирах #фильмы про вампиров #женщины-вампирши #женские образы в фильмах #психология женского образа #долгие отношения #брак #кино #психология мужского образа