Сибирские татары в XIX веке составляли большинство тюркского населения Западной Сибири. Это была межэтническая общность, с множеством диалектов, разными формами культуры и быта, объединенная единой территорией, исламом и книжным образованием на основе арабской письменности.
- К сибирским татарам письменность и книга пришли с распространением ислама. Его проникновение в Западную Сибирь было длительным и многокомпонентным через мусульманских проповедников Бухарского и Хивинского ханств (конец XIV в.), при объединении и укреплении Кучумом Сибирского ханства, когда ислам был объявлен государственной религией (вторая половина XVI в.), наконец, в процессе многовекового (с XVI в.) сближения с татарами Поволжья и Приуралья - монография В.Н.Волковой Книжная культура сибирских татар (ХIХ начало ХХ в.)
✨Руническая письменность тюрок, или ответ на обвинения тюрок в бесписьменности
При различных диалектах именно единая письменность позволяла унифицировать язык сибирских татар, выделить интеллигенцию и сделать ближе весь этнос к мусульманской культуре.
Именно на основе арабского алфавита, были попытки создать единую письменность сибирских татар на базе разговорных диалектов.
Так, учитель Тобольского главного народного училища И. Гиганов составил ´Грамматику татарского языка и ´Словарь российско-татарский, включающий 10 тыс. слов и выражений. Авторству другого учителя той же школы Н. Антометову принадлежит ´Букварь татарского и арабского письма, изданный в 1802 г. Российской академией наук - Валеев, Ф. Т. Западно-сибирские татары во второй половине ХIХ в начале ХХ вв. г.Казань, 1980. г С. 211.
Вместе с книжным образованием в Западную Сибирь пришло мусульманское образование. В конце XIX века, мектебе или медресе (исламские учебные заведения) были в 63 из 275 татарских поселений Западной Сибири.
В них, дети (как мальчики, так и девочки) обучались арабской и татарской грамоте, заучивали Коран и узнавали основы шариата (закон на основе ислама).
- Это образование способствовало более высокой грамотности у татар чем у русских. Так, в Тобольской губернии, по переписи 1897 года среди татар было 25,5% грамотных мужчин и 16,8% женщин, среди русских - 17,5 и 4,5% соответственно. При этом 93,3% татар были грамотны на своем языке - Юрцовский, Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. - Новосибирск, 1923 г. Вып. 1. - С. 188.
При этом сибирские татары сопротивлялись русификации и русское начальное образование не пользовалось популярностью:
- В результате и в 1903 г. перепись детей школьного возраста г. Томска фиксирует самую значительную, почти полную грамотность на родном языке у детей мусульман - 88,64% и самую низкую - 25,57% - на русском языке (в сравнении с лютеранами, иудаистами, католиками, православными, сектантами). При этом среднее образование европейского типа получало лишь 0,57% татарских детей - Шишлов, И. Н. Перепись детей школьного возраста города Томска. - Томск, 1904. - С. 62, 66, 128-129.
Таким образом, мусульманское образование было консолидирующим фактором сибирских татар, которое позволило не быть поглощенным преобладающим русским населением. Благодаря ему, сибирские татары сохранились как самобытный этнос Западной Сибири.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
А что вы ещё знаете о сибирских татарах?
🌍 Башкиры-табынцы - потомки Майкы бия