Я не любила младшую сестру. Да, не любила. Не в смысле "уйди и не приближайся ко мне!", но маминых надежд я не оправдала совсем. В коляску я, затаив дыхание, никогда не заглядывала, бантики с придыханием не вплетала, и засыпать в обнимку тоже не стремилась. Сестра, кажется, тоже особой любовью ко мне не пылала.
Мама очень сокрушалась по этому поводу. Ей очень хотелось, чтоб её дочки были неразлей-вода, и любили друг друга. Сестры же обязательно должны любить друг друга! Вот мама со своей сестрой друг друга любят, и не ссорятся никогда, и друг друга понимают, и лучшие-лучшие подружки.
А нас просто на час вместе одних оставить нельзя, потому что мы непременно поругаемся, а то и подерёмся. Несмотря на то, что я старше на целых восемь лет, и я должна понимать, в конце концов, что сестренка маленькая еще, и я должна ей уступать...
Доброе утро всем. Доброе утро, Клуб!
Ни мамы, ни сестры уже нет ( Члены клуба с "Кота" в курсе), а обиды мои детские, оказывается, до сих пор чешутся. Все ж мы родом из детства.
Я, простите уж, выплесну свои чувства и размышления по этому поводу. Может, кого к другим мыслям в отношении собственных детей подтолкнёт. Может, кто спасибо скажет.
... Пятно из детства. Мне лет 14, сестренке - лет 6. Мы подходим к дому, мама встречает нас у калитки. Я крепко-крепко держу сестренку за руку. В деревне, где по дороге только куры ходят. Мама в умилении расплывается в улыбке, какая милая пасторальная картинка: идут две дочки, за ручки держатся.
Ага. За ручки держимся. В одной руке у меня пакет с хлебом, а другой я сестру за руку держу. Стиснула ей ладошку, чтоб она не вырвалась. Потому что всю дорогу от магазина она, балуясь, щипала меня за мягкое место. Бегает вокруг меня и щиплется. А нам на обратном пути встретился одноклассник Юрка, я только остановилась, а сестренка кааак щипанёт! Я, конечно, дернулась, и взвизгнула, Юрка, конечно, заржал... Очень хотелось засветить сестре подзатыльник. Но нельзя. Нельзя распускать руки, раз я сильнее. Я же старшая, я же должна понимать... Я изловчилась, схватила сестру за руку крепко-крепко, и мы такой дружной парочкой пришли домой. Не потому, что мы так друг друга любим, что всю дорогу от магазина до дома за ручки держимся, а чтоб меня в пути не щипали.
Я стала вспоминать с самого начала. Вот Санька так просила сестренку, так просила! А я же тоже просила. Лет в пять-шесть. В садик я не ходила, по соседству детей моего возраста не было. Двоюродный брат Вовка жил на другом конце поселка, мы очень часто у деда встречались и отводили душу в совместных играх. А если осень, грязь и холодно? Я рисовала. Много и хорошо рисовала. Читала с четырёх лет. Лепила из пластилина. Игрушки выручали, само собой. Но ребенку ж одному все равно скучно. Ему же нужно дружить и общаться. Вот я и пристала к маме с папой: почему у других есть сестрички или братики, а у меня нет? Я тоже хочу. Мне тогда не было бы так одной скучно.
И мне мама быстро объяснила всю экономическую невыгодность наличия дома младшей сестры. Вот прям точно так, как в комментариях предложили. Взять любимую игрушку ребенка и отдать кому-нибудь. В воспитательных целях. Пусть прочувствует, что будет, когда появится сестра. Ребенок-то прочувствует, непременно. Я вот прочувствовала. Очень хорошо поняла всё то, что мне мама разъяснила:
- Ну зачем тебе - сестренка? Денег у нас в семье больше не станет с появлением сестренки. Вот сейчас папа в день зарплаты покупает тебе в магазине одну большую шоколадку. И ты её съедаешь одна. А будет сестренка - и тебе достанется только половина шоколадки, вторую надо будет отдать сестренке. Твои игрушки тоже придется отдать сестренке, потому что она будет маленькая, а ты уже подрастешь и игрушки ей уже будут нужны больше, чем тебе. И ты же видела, как маленькие дети обращаются с игрушками? Они их то грызут, то на пол бросают.
Как это - мои игрушки будут мне не нужны??? Попробуйте объяснить пяти-шестилетней девочке, что лет через пять ей не понадобятся её куклы, мишки и плюшевые ослики. И что, какая-то сестренка сначала отберет у меня моего любимого ослика Яшу, а потом оторвет ему голову и бросит его на пол??? Ему же больно будет. Он же живой, хоть и игрушечный!
И я удалилась кумекать своим детским мозгом, так ли уж мне нужна эта сестренка... Какой-то варвар просто, а не сестренка. Пожиратель моего шоколада и убийца плюшевых осликов. Я лучше поскучаю.
А потом был разговор мамы с папой на кухне. Папа говорил, что может и правда, завести второго ребенка. А мама сказала: "Сначала няньку, потом ляльку. Какая сейчас из Людочки нянька? За ней еще за самой глаз да глаз. Она ж сама еще глупенькая. Пусть сначала подрастёт, чтоб могла помочь с маленьким нянчиться. А с двумя маленькими детьми - это очень тяжело. Вот будет ей лет десять, она уже будет большая, помощница. Тогда уж и второго..."
Взрослые люди, прежде чем начинать что-то говорить при ребенке, думая, что он маленький еще и ничего из сказанного не поймёт... Еще как поймёт! Только он еще и допридумывать может. Никто не знает, куда забредут детские домыслы и фантазии. Я - допридумала. Не сразу после услышанного. Сначала мне просто вот эта фраза в голову влетела. "Сначала няньку, потом ляльку". Фраза в меня влетела и где-то там внутри окопалась. При чем тут какая-то нянька для какой-то ляльки, в свои шесть лет я толком не поняла.
Зато я эту фразу вспомнила лет в десять. Когда вдруг резко стала взрослой, и маленькой сестренке уже два годика, и я ДОЛЖНА её нянчить. Все старшие должны помогать родителям смотреть за младшими детьми. Какие собственные игры? Какие книжки читать, какие еще "к бабушке с дедом"? Маме надо постирать, вон сколько за малышом всего за пару дней накопилось! Мама будет стирать, а я чем могу помочь? Не стиркой же. Я должна сидеть с маленькой сестренкой. Заботиться, чтоб она не капризничала и не плакала. Я должна играть с сестренкой во всякие погремушки, чтоб сестренке было весело и чтоб она смеялась. Потому что она же маааленькая, ну как я, такая большая и таких простых вещей не понимаю? О маленьких все должны заботиться. Я же - нянька.
Значит, меня специально вот так завели, да? Не чтоб любить, а чтоб когда я вырасту, завести другого ребенка, любимого, а я чтоб была помощницей и нянькой? Чтоб было кому развлекать ИХ маленького ребеночка? Значит, когда я была маленькая, всем было всё равно, что мне тоже скучно. Меня, стало быть, можно было и не развлекать? И сейчас никому тут не интересно, что мне опять скучно сидеть с ИХ ребенком. Я хочу почитать свою книжку, "Динка прощается с детством", например, а совсем не "Курочку Рябу". Я хочу сесть на свой велик и помчаться к деду, а не качать туда-сюда эту коляску...
И в десять лет я вдруг твердо уверовала в то, что я в этой семье - неродная. И с этой уверенностью жила несколько лет. Что меня специально взяли в детдоме, чтоб, когда я подрасту, сделать из меня няньку для своего родненького и любименького ребеночка! Вот поэтому-то меня и не любят так, как сестренку. И вообще, сестренка ли она мне? Вдруг я и правда чужая этой семье? Никому же не интересно, что хочу Я, главное - чтоб было хорошо маленькому.
Вот у многих старших детей начинаются какие-то свои приступы ревности проявляются по-разному. Вспомнила рассказ своего бывшего однокурсника, тоже с большой разницей в возрасте, как его в младенчестве старшая сестра из ревности пыталась в форточку выкинуть. Пеленками за оконный шпингалет зацепился. Так что не я одна монстр.
Наверное, отношение старшего ребенка к младшему во многом зависит от того, как этого старшего настроят взрослые. Это "настроить старшего на появление младшего" определенно без слова "должен". В каждой семье будут свои рецепты воспитания любви. Но уж ни в коем случае не "отдадим маленькому твою любимую игрушку".