Зачем русские затопили собственный флот? Что предрекал Рузвельт Севастополю? Почему этот город не похож на другие города Крыма? Зачем горожане танцуют? Почему жители вынуждены защищать город даже в мирное время?
Этот город не похож ни на один из других городов Крыма, в которых мне удалось побывать. Он другой. Можно даже сказать, что он не совсем крымский - это город Федерального уровня и это Севастополь.
В Крым я приезжаю довольно часто, иногда по два раза в год. Последний мой визит, связанный с необходимостью восстановить здоровье после головокружения, возникшего на шестой день после вакцинации от COVID19 (ссылка на статью об этом инциденте ниже), был самым длительным – на полуострове я провела больше дух месяцев. Останавливаюсь я традиционно на южном берегу Крыма (ЮБК), что тоже обусловлено целебными факторами местной природы, ради которых я, собственно, и устремляюсь на полуостров. Ялта, Гурзуф, Алушта, Партенит - десятки поселков и поселочков исхожены за эти годы, и могу с уверенностью сказать, что южное побережье я изучила неплохо (ссылка на статью об этом ниже).
Впервые оказавшись в Севастополе, с первой минуты, с первого взгляда я поняла, что этот город не похож ни на один из городов в Крыму, в которых мне удалось побывать. Это город с характером, четким обликом и сильным внутренним стержнем. «Город-герой» и «Город морской славы» для Севастополя это не просто звания, это не просто история, это то, что составляет его суть. Вдоль центральных улиц и набережной таблички на домах, памятники на площадях и перекрестках – все говорит о том, что этот город с ярким историческим прошлым и управляемым настоящим.
В этом плане Севастополь, даже невзирая на очень сложные времена с момента распада Советского Союза и непростой украинский период вплоть до возвращения в состав России в 2014 году, сумел себя сберечь. Я долго думала, как такое возможно, но потом, гуляя по улицам города, кажется, начала немного этот город понимать. Во время Великой Отечественной войны пород был почти стерт с лиц земли – разрушенными оказались 95% процентов городских сооружений. Франклин Рузвельт посетивший Севастополь после Ялтинской конференции в феврале 1945 года, на которой обсуждались вопросы послевоенного мира, сказал, что для восстановления города понадобится 50 лет и без помощи союзников не обойтись (из воспоминаний в мемуарах сына Рузвельта - Эллиота). Однако геополитическая важность Севастополя повлияла на то, что он был включен в список десяти город, подлежащих первоочередному восстановлению, наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом и Минском. В Севастополь потянулись эшелоны с добровольными строителями со всего Советского Союза - в общей сложности город восстанавливали около тридцати тысяч человек. Генеральный план нового города был разработан коллективом архитекторов под руководством Г. Б. Бархина и В. А. Артюхова. В архитектуре заметно единство стиля строений, которые почти все возведены из белого инкерманского известняка. Благодаря единству стиля получилась замечательная ансамблевая застройка. Вопреки предсказаниям Рузвельта, Севастополь был возрожден за 13 лет - в 1954 году был отстроен центр, а в 1957 году - весь город.
Вот отсюда и цельный ансамбль центральной части города, с первых минут так приятно меня поразивший. Архитектура для меня это ключевой показатель того, насколько нынешние власти управляют развитием города. Единый ансамбль состоит из многих мелких элементов и каждый из них чрезвычайно важен: улицы, здания, парки, газоны, деревья, фонари, скамейки, урны для мусора, ограждения, общественные туалеты, единая высотность и многое другое. Но одно дело построить, а другое дело – сохранить. Очень-очень немногие города, точнее их руководители, способны устоять перед «коврижками», которые им сулит бизнес, положивший глаз на тот или иной земельный участок в центре города для очередного современного «шедевра» из стекла и бетона, который словно клык будет торчать среди прекрасных исторических зданий великих зодчих прошлого. Современная точечная застройка это то, что сгубило облик очень многих город, нашпиговав их уродливыми стекляшками и насадив частокол из высоток. Кроме этого есть еще рекламные щиты, кондиционеры на фасадах, самовольное остекление балконов, когда каждый умелец проявляет верх своей креативности в попытке обустроить там склад или еще одну жилую комнату, и много другое, но это большая отдельная тема. Вернемся к Севастополю.
Набережная в Севастополе приятно удивила. Порадовала продуманная концепция оформления, белоснежные лестницы над синим морем, стильные фонари, скамейки, урны, роскошные сосны и кедры, плантации тюльпанов, живая музыка, идеальная чистота, бесплатный современный общественный туалет. Все очень стильно, спокойно и с каким-то внутренним достоинством. Сидят на скамейках старички, прогуливаются мамы с колясками, ходят, обнявшись, парочки. Никаких ларьков, киосков с едой, пошлой музыки и всего того, что способно превратить даже самое красивое место в балаган. Кроме того, это не просто променад, это настоящий центр культуры, причем культуры живой. Днем невероятно чувственно играл саксофонист, а ближе к вечеру исполнитель сменился и начались … танцы. Нигде раньше, ни в одном городе нашей страны я не видела, чтобы люди выходили на набережную танцевать. Со вторника по воскресенье, с 18 до 20 часов, парк превращается в огромную танцплощадку под открытым небом. Пожилые и молоды, мужчины, женщины, дети – все танцуют по аккомпанемент и песни Сергея Соколова. Танцы на Приморском бульваре – это традиция, возрожденная жителями города на добровольных началах, но уже ставшая визитной карточкой Севастополя. Наблюдая за тем, как красиво кружатся пары, я постоянно ловила себя на мысли, что есть в этом городе что-то глубокое и незыблемое, что-то, что во все времена помогало выстоять, выдержать и возродиться вновь. Историческая память это то, что объединяет граждан страны в цельный монолит под названием «русский народ». Не случайно в городе, особенно на набережной, столько памятников. Памятники, наряду с литературой и искусством, это то, что позволяет хранить историческую память народа.
В истории Севастополя и его жителей было много непростых моментов. Севастопольская бухта одна из лучших природных гаваней в мире, а обилие удобных, хорошо защищенных скалистыми мысами бухт привлекало взоры завоевателей еще со времен Херсонеса Таврического. Город постоянно кто-то пытался захватить, разрушить или перекрыть выход в море, но каждый раз он героически оборонялся. Я не буду пересказывать известные исторические факты, хотя каждая битва за Севастополь достойна отдельного повествования, скажу лишь об одном событии, которое особенно меня взволновало. Впервые я задумалась об этом после экскурсии на катере по бухтам Севастополя, в которую отправилась, чтобы посмотреть военные корабли и панораму города с воды (полная видеозапись экскурсии по бухтам Севастополя прилагается по ссылке ниже).
Шла первая Крымская война (1853-1856 годы). Чтобы заградить неприятельским судам вход на рейд и тем самым спасти Севастополь, было принято решение поперек фарватера между Константиновской и Александровской батареями затопить парусные корабли. Выступающая из воды линия мачт и огонь береговых батарей не позволяли англо-французскому флоту, превосходившему по боевым кораблям русский в три раза, пройти в Севастопольскую бухту. Оборона русскими войсками Севастополя длилась 349 дней. Когда защитники оставляли Южную сторону, в бухте затопили остальной русский флот, создав вторую линию выступающих из воды мачт кораблей. Севастопольскую оборону возглавлял начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал А. В. Корнилов, а после его гибели – адмирал П. С. Нахимов.
В 1905 году, к 50-летию Первой обороны Севастополя (так называют оборону 1854-1855 годов, в отличие от обороны города 1941-1942 годов), был сооружен памятник Затопленным кораблям (скульптор А.Г. Адамсон). На искусственной девятиметровой гранитной скале в море была сооружена триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера. Обращенный в сторону моря двуглавый орел с расправленными крыльями увенчан императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту. В клювах голов венок и якорь, а на груди орла – щит с изображением Святого Георгия Победоносца. На гранитных плитах пьедестала высечены слова: « Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденiя входа на рейдъ». Общая высота памятника 16,7 метров, размах крыльев орла 2,67 м. У памятника есть один секрет, о котором мало кто знает, и проверить его можно только с воды. Оказывается, левое крыло орла имеет профиль Нахимова, а правое – Николая I - тайная задумка архитектора Амандуса Адамсона.
После прихода к власти большевиков вместо короны хотели установить звезду с электроосвещением, но императорская корона с Андреевской лентой весь советский период оказались не тронуты, а в 1969 году памятник появился даже на советском гербе Севастополя. Сегодня памятник Затопленным кораблям это символ Севастополя. Он изображен на гербе и на флаге города, также на 10-рублевой монете ЦБ РФ, посвященной воссоединению Крыма с Россией, на 200-рублевой банкноте ЦБ РФ, многих памятных медалях.
Каждый приезжающий в Крым должен хотя бы раз увидеть Севастополь – город-герой, город морской славы, то самое сакральное место, тот корень, из которого тысячи лет назад вырос русский мир – стержень Восточно-христианской цивилизации, город гордый, живой и невероятно красивый.
P.S. На этом я планировала завершить вой рассказ, но одна маленькая, но очень неприятная деталь, словно заноза, ковыряла мою совесть. Гуляя по набережной, я обратила внимание на величественный монумент, взметнувший над горизонтом. Интернет подсказал, что это памятник Солдату и Матросу на мысе Хрустальный, символизирующий единство защитников Севастополя - матросов и пехотинцев - в годы Великой Отечественной войны. Как оказалось, это один из самых величественных монументов, построенных в Советском Союзе – высота его 40 метров. Идти было недалеко, и я отправилась пешком. На подходе к монументу я увидела строительную технику за высокими заборами, расположенными буквой «П» по периметру вокруг территории монумента. Несколько запросов в интернет, десяток публикаций и стало понятно, что дело вязкое, а под красивым названием «культурного кластера» скрывается привычный оскал завуалированных интересов на площади в 50 га. Еще чуть-чуть и памятник будет парить не над горизонтом, а на фоне каких-то зданий. То, что территория развивается, и что будут построены театр оперы и балета, академия хореографии, и другие объекты культуры - само по себе уже не плохо. Главное, чтобы под шумок не взметнули в небо жилые высотки – как-никак это монумент защитникам Севастополя и будет очень прискорбно, если он увязнет в частоколе жилых высоток с роскошным панорамным видом на бухту. Тревожно как-то… Севастополь, вновь держи оборону.
Ссылки за статьи, упоминания о которых имеются в тексте:
1. Два месяца в Крыму: мед и деготь. Чтобы не было мучительно больно…
2. Три месяца после прививки и приступа. Удалось ли восстановиться?
Ссылка на видеозапись экскурсии по бухтам Севастополя
Ссылки на некоторые мои видеоролики о Крыме (больше роликов в ленте на канале):
1. Лазурный, но наш. Ялта. Крым. Живой звук
2. Нежной шалью укрылись сады. Цветущий Крым. Релакс.
4. Цветущий Крым и Мишка в шапке
5. Древнегреческая лестница над морем. Релаксация. Айвазовское. Крым.
А сейчас, по традиции, фотографии весеннего Крыма, и на этот раз в объективе - Севастополь.
#крым #севастополь #море #история #путешествия #чтопосмотретьвкрыму #общество #лучшеевкрыму #отдых #психология