…И кузнец тот, Ильмаринен,
Тот кователь вековечный,
Из огня железо тащит,
Положил на наковальню,
Бьет его, чтоб стало мягче,
Вещи острые кует он,
Топоры кует и копья,
Вещи разные сковал он… "Калевала"
"Калевала" относится к карело-финскому эпосу. Наша же статья является продолжением предыдущей о предыстории Волжской Булгарии, существовавшей в Волго-Камском регионе
Так причём тут "Калевала"? А при том, что в Карелию финны пришли примерно из этих мест, ведь они относятся к уральской языковой семье:
Эта семья окончательно сформировалась на Урале в эпоху мезолита, племена которой поднялись на уральскую возвышенность с востока в период глобального таяния ледника, когда Западная Сибирь фактически превратилась в одно сплошное болото. Единой общностью финно-угры жили здесь довольно длительное время — с 10 по 6 тыс. до н.э. Затем они распадаются на носителей самодийских языков, ушедших на северо-восток; угорских, часть из которых двинула в том же направлении, но не так далеко, а другая часть на запад, и остановиться аж в Паннонии; остальные представители уральской языковой семьи начнут постепенно продвигаться на запад, придя в Скандинавию уже финнами.
Вся уральская языковая семья имеет общую мифологию, особенно её финно-угорская ветвь, которая ещё в 3 - 2 тыс. до н.э. фактически была единой, и в основном занимала лесную зону, так что они у индоевропейцев получили название "лесные люди":
Именно в Волго-Уральском регионе финно-угорские племена освоили обработку металла, сначала меди и бронзы, а затем и железа. Карелию финны-саами заселяют, как раз в эпоху раннего железа — середина 1 тысячелетия до н.э. - середина 1 тысячелетия н.э. Так, что вполне возможно, что некий предок "кузнеца Ильмаринен" постигал премудрости металлургии на берегах Волго-Камского притока, и её технологии были принесены в Карелию из этих мест. Для убедительности представляю артефакты из бронзы раннего железного века Ананьинской КИО в Карелии, взятые из статьи Косменко М.Г. "Древности железного века с ананьинскими элементами в Карелии":
По мере того, как во 2 тыс. до н.э. происходит отток индоеропейских этносов из Волго-Камского региона на юг, начинают из северных районов выдвигаться "лесные люди", складываются новые культурно-исторические общности (КИО) или археологические культуры (АК). Среди них выделилась Приказанская культура.
16 - 9 века до н.э. — ПРИКАЗАНСКАЯ КИО сформировалась на базе восточной части Волосовской АК — финно-угорский этнос, а также Абашевской и Покровской (раннесрубной) археологических культур — индоевропейцы:
В это время, что называется, начинается "ренессанс" местных культур, существовавших в этом регионе до прихода индоевропейцев. Точнее сказать, они начинают доминировать, так как индоевропейская компонента, где больше, а где меньше, но всё же присутствует. Это можно судить, хотя бы, по височным подвескам: в Приказанской КИО они идентичны абашевским и даже синташтинским, хотя их разделяют многие сотни километров и время:
Даже на позднем, маклашеевском этапе Приказанской КИО, влияние индоевропейцев сильно заметно.
12 - первая половина 9 веков до н.э. — МАКЛАШЕЕВСКАЯ КИО, сложилась из племён Текстильной керамики (Сетчатой или Лжесетчатой керамики) представлявшей финно-угров и племён относящихся к Андроновской культуре — индоевропейцев, основной очаг которой размещался юго-восточней:
На раннем Атабаевском этапе преобладала индоевропейская компонента. Это хорошо просматривается в культуре, особенно в металлообработке, а также керамике:
Сохраняется также индоевропейская традиция подсечно-огненного земледелия. Она присутствует ещё и в постмаклашеевском периоде, это показали раскопки в низовьях Камы в Татарстане.
Ещё в верхних слоях, возникшей на её основе Ананьевской КИО учёные находят, хоть косвенные, но признаки земледелия: найдены каменные зернотёрки и костяные мотыжки, а также зёрна проса и полбу (пшеницу двузернянковидную). В более поздних слоях признаки земледелия отсутствуют. В это время также индоевропейский стиль керамики всё больше заменяется финно-угорским. То же происходит и в традиции захоронений. Маклашеевская КИО — это финал позднего бронзового века в этом регионе.
С началом раннего железного века (РЖВ) в Волго-Камском регионе, как и во всей полосе лесной и лесостепной зоны от Прибалтики до Урала происходят активные миграции разных племён. Связано это было с вторжением киммерийцев, занявших территорию от Дона до Дуная и потеснивших другие этносы. За ними в Восточную Европу с востока потянуться скифы, а позже и сарматы:
Наступило время, о котором Александр Блок сказал :
...И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
9 - 3 века до нашей эры — АНАНЬИНСКАЯ КИО.
Эта культура получила название по открытому могильнику у с. Ананьино, что возле Елабуги, П.В. Алабиным и И.В. Шишкиным.
Большое внимание к этой культуре проявили финские учёные, полагая, что она стала основой для формирования отдельных финских этносов (вспоминаем "Калевалу"). Должно отметить, что древности разных племен этой культуры хоть и имели общие черты, но этнически они отличались. Это хорошо видно по антропологической реконструкции сделанной М.М. Герасимовым по черепам из разных могильников принадлежащих ананьинцам:
Если на правом изображении перед нами представитель монголоидной расы, то на левом явно индоевропеец со следами лёгкой метисации. Большой приток нового населения в Ананьинскую КИО отмечен на рубеже 7 - 6 вв. до н.э. из северных и центральных р-нов Предуралья.
Также, кое какое отличие имела и керамика: если по Волге и правобережью Нижней Камы (ниже на карте справа) она тяготела к текстильному стилю или второе название — сетчатая керамика (финно-угорский), то в другой к гребеньчато-шнуровому, или отдельно шнуровому и отдельно гребеньчатому стилям (индоевропейский):
Влияние разных этносов на керамику раннеананьинской культуры хорошо видна на этой карте:
Хотя по большому счёту такое разнообразие стилей в керамики начало формироваться ещё в Приказанской АК и традиция её продолжилась в Ананьинской культуре.
Отличия были и по целому ряду других моментов. Поэтому в 2008 году учёные решили дать этой культуре наименование не культурно-историческая общность, как это было принято применять к более-менее цельным этносам, а Ананьинская культурно-историческая ОБЛАСТЬ (АКИО). В рамках этой области существовало несколько родственных культур, а точнее четыре:
Где то с середины существования АКИО они всё больше начинают различаться, превращаясь в самостоятельные археологические культуры.
На ранних этапах существования АКИО, у её жителей, наряду с бронзовыми, появляется предметы, оружие и орудия труда из железа.
Это хорошо видно по принадлежностям для управления конём:
У ананьинцев был свой тип уздечки:
Как орудия труда, в хозяйстве, очень широко распространены топоры, опять же, как каменные, бронзовые, так и железные, имеющие даже специализацию, что называется — на все случаи жизни:
Так, топор в самом верху под цифрой 2 предназначался для рубки дубов, широко распространённых в этих местах и отличавшихся своей твёрдостью: топор с узким лезвием был самым оптимальным вариантом для рубки таких деревьев (не увязал). Отдельно были колуны для раскалывания брёвен и рубки дров и т.д.
Для ведения земледелия применялись мотыгообразные орудия:
Большое разнообразие ножей, как бронзовых, так и железных, самых разных типов:
Ананьинские древности также представлены самым широким набором мелких орудий труда и бытовых предметов:
Костяные тупики-лопатки (верхний рисунок справа) предназначались для обработки кожи. Зернотёрочные плиты (нижний рисунок справа), опять же, говорят нам о том, что у ананьинцев было развито земледелие. Но, пожалуй, основным занятием у них было скотоводство. О коневодстве речь уже шла выше. Лошадь широко применялась, как в хозяйстве, так и в военных деле. Разводился в большом количестве крупный и мелкий рогатый скот.
Костей животных на поселениях ананьинцем скопилось такое количество, что уже в 19 веке вятские крестьяне выгребали их центнерами и сдавали на местные мануфактуры по производству костной муки. На сегодня таких "костьеносных" городищ АКИО известно порядка 40-ка.
Поселения АКИО раннего периода не укреплены, хотя размещались на возвышенности:
Но, с 6 - 5 веков до н.э. жители этой культуры начинают строить укрепления с рвом, валом и крепостью (явно появилась угроза из вне):
Городища строились по продуманной плану с системой огненно-дымовой сигнализации. Захоронения показали, что собой представляли воины ананьинцы и их снаряжение:
По остаткам найденным в Ахлымовском и ряде других могильников был реконструирован щит воинов-ананьинцев:
Оружие АКИО. В культурном слое АКИО найдено 80 мечей и кинжалов из бронзы и железа. Они делятся на 3 категории: 1 - двулезвийные (55 экземпляров), 2 - однолезвийные (18 экз.), 3 - шпаговидные (7 экз.). Ниже представлены все 3 категории:
В свою очередь, каждая из этих трёх категорий ещё делится на типы, а внутри типов по форме перекрестия выделяются виды, в свою очередь внутри видов имеются разновидности. Например, в верхнем ряду по середине представлены мечи и кинжалы с сердцевидным перекрестием, но в такие подробности мы вдаваться не будем, достаточно показать, что оно было разнообразно и очевидно имело специализацию. Но мечами и кинжалами оружие не ограничивается, ведь никуда не делись топоры, они, как и прежде были одним из основных орудий воинов.
Боевые железные топоры в отличии от хозяйственных всегда имели вытянутую форму, двойной ударный конец и облегчённую массу. По форме лезвия они также делились на несколько типов: 1 - топоры-чеканы, 2 - топоры-клевцы, 3 - топоры-секиры:
Из Кавказа в Ананьинскую КИО поступали бронзовые боевые топоры, встречающийся в Кобано-Колхидской АК:
То, что топор с древнейших времён считался священным (значимым), говорит тот факт, что он был символом власти:
Под цифрой 1 топор найденный в окрестностях с. Билярска. на него нанесён солярный знак. Такого типа топоры были найдены на Северном Кавказе и Предкавказье. Распространены они там были в 8 - 7 вв. до н.э. Топорик под номером 5 является биметаллическим: клюковидное лезвие железное, а обух бронзовый, опять же имеет солярную символику.
Поставка оружия ананьинцам с Кавказа? Просто так за тысячи километров поставлять его никто не будет, оно шло только в обмен на не менее значимый продукт. По всей видимости, из региона Ананьинской КИО на юг была налажена логистика поставки пушнины и драгоценных камней, ведь рядом был Урал и необозримые просторы тайги.
Копья с каменным наконечником в Ананьинской КИО выходят из употребления, из кварцита найден только один наконечник с обломанным концом, зато в изобилии бронзовые и железные, имеющие тоже свою отдельную классификацию. Бронзовые:
Железных копий найдено 107 экземпляров разных типов:
Наконечники стрел 4 видов: каменные, костяные, бронзовые и железные:
Как не странным покажется, но самыми опасными для незащищённого человека были каменные стрелы. Попадание в тело такой стрелы почти всегда было смертельным, так как кремень в теле, особенно добравшись до кости, раскалывался, а это заражение и мучительная смерть. Но они были бесполезны против доспехов, пробить их могли только стрелы с металлическими наконечниками. Костяные наконечники в основном применялись на охоте, как правило, в добыче пушного зверя (чтобы не попортить шкурку). Поэтому воин в своём колчане имел все 4 вида стрел.
Как видим, ананьинцы знали толк в оружии, и было бы странным, если бы в их арсенале не было булавы, ведь в каждой рати были воины-богатыри предпочитавшие идти напролом.
Железа на этот грозный вид оружия наверное жалко было, поэтому булавы представлены двумя видами — каменными и бронзовыми:
И ещё, в захоронениях ананьинцев археологи нашли округленные каменные шары, что может указывать на то, что они применяли пращу.
Оружия в этой культуре такое изобилие и разнообразие, что возникает такое чувство, как будь-то "Ижевский механический завод" уже тогда начал своё производство: шутки шутками, но явно что то есть в том, что Ижевск стал оружейной столицей России, ведь юг Удмуртии входил в Нижнекамский локальный вариант II (Кама 2) Ананьинской КИО. Да и удмурты, испокон веков славившиеся умелыми мастеровыми, являются потомками этой культуры.
На лицо тот факт, что материальная культура Ананьинской КИО довольно развита, не одно поколение её созидало. Преемственность также переходила и от предыдущих культур:
Такой трудовой опыт и традиции ведения хозяйства накапливались веками, благо Волго-Камский регион находился в стороне от основного движения волн степных кочевников с востока на запад, сметавших на своём пути все цивилизации подряд, и застревавших только аж в Европе.
Но с 6 века до н.э. прекращается импорт железных изделий из Кавказа, и местные металлурги осваивают добычу железа из болотных руд, сыродутным способом, путём варки в сыродутной печи (а поначалу даже в ямах). Если медь и олово можно было расплавить на костре, то для того, чтобы сварить железо, нужна температура до 1300 градусов. Её достичь можно было, нагнетая воздух (отсюда сыродутный) в печь, где слоями уложена руда и древесный уголь:
Но сварить крицу — это пол-дела, нужно было недюжинное мастерство кузнеца, чтобы из неё получить нужного качества железо и сделать какое-либо изделие. В раннее железное время такая технология ещё не была отточена и отработана в полной мере, для этого нужны были целые века и скрупулезное накопление опыта металлургов и кузнецов. А пока качество изделий из раннего железа оставляло желать лучшего.
В искусстве Ананьинской КИО был развит "звериный стиль". Правда, мнение учёных разделилось, некоторые считают, что он всецело принадлежит творчеству мастеров АКИО, другие же приводят аргументы, что он является разновидностью скифо-сибирского звериного стиля. Но ананьинские птицы и животные — это обитатели лесной зоны (тот же медведь), а не степи, как у скифов. Тут всё просто — ананьинцы по уровню своего развития не уступали скифам: развитое искусство возможно только в развитой цивилизации, когда общество взрастило не только людей способных идеальные образы воплотить в произведении искусства, но и были уже для этого созданы технические средства:
К тому же есть весьма любопытный факт: формочки для отлива этих поделок находят в женских захоронениях: производством ананьинского звериного стиля могли заниматься женщины-мастерицы.
Очень много изображений медведя, причём, с нанесёнными на него солярными знаками:
Прежде такой культ — солярный медведь, был развит у индоевропейцев, ещё до того, как они пришли в эти места. Учёные считают, что он был заимствован финно-уграми (хотя они же древние обитатели леса, могли и сами выработать подобного рода тотем). Под цифрой 8 изображен "Взнузданный медведь". Такой персонаж является одной из центральных фигур финно-угорской мифологии. Мне кажется это знак подспудного осознания этими этносами того, что им, как бы удалось "обуздать" ту природную среду (стихию) в которой они проживали, и в какой то степени управлять ею (культивирование природы человеком).
С Ананьинской культурой связано ряд загадок. Одна из них относится к захоронениям. Дело в том, что найдено несколько погребений в слоях этой культуры, в которых находились чисто ананьинские артефакты, но захоронения были проведены совершенно по другому ритуалу, чем тот, который был принят у ананьинцев. Умершие были кремированы, а их остатки помещены в лодки 2-хметровой длинны, сверху насыпан курган. Сжигали своих покойных арии, которые уже давно ушли из этих мест. А кремировать труп в лодке? Такой ритуал будет распространен значительно позже у восточных славян и русов.
Над курганами своих захороненных вождей ананьинцы устанавливали стелы с запечатлённым на них оружием, как символами власти:
Это говорит о том, что у них ещё не установилось династическое правление. Обилие разнообразного оружия говорит о том, что это общество находилось на той стадии "военной демократии", когда ещё военные вожди избирались народным собранием, состоящим из свободных воинов-общинников. Власть пока не передавалась по наследству, а вручалась только самым достойным, зарекомендовавших себя, как талантливые полководцы и храбрые воины. Если бы уже установилась династическая власть, то на стелах изображали бы правителя. А пока обожествлялся не правитель, а символы власти.
Выше уже упоминалось, что Волго-Камский регион раннего железного века, как впрочем и эпохи бронзы, хоть и был периферией ойкумены, но далеко не отсталой, как это многие представляют. Мы убедились, что по своему уровню развития материальной культуры и связям, ананьинский этнос не уступал даже восточным речным цивилизациям.
Ещё в те времена, когда Ананьинская КИО была в расцвете, на правом берегу Волги обосновалась Городецкая культура, аккурат заняв современную территорию Чувашии и юга Марий Эл.
7 в. до н.э. - 2 век н.э. — ГОРОДЕЦКАЯ АК раннего железного века (РЖВ).
Представители этой культуры — волжские финны, считаются предками марийцев и мордвы. Относились они к племенам текстильной керамики. Такое название они получили по способу украшения керамики: похоже на оттиски рогожки. К стати, второе её название — псевдорогожный:
Жили они в небольших укреплённых городищах размещавшихся обычно на мысах возле рек, с валом и рвом, куда в случае надобности прятали скот. Это были опорные пункты, ведь в те времена немного южнее кочевали киммерийцы и скифы, иногда наведывавшиеся в эти места поживиться, а за ними и сарматы проторили сюда дорожку
Но и в самой среде Городецкой АК шли процессы "военной демократии", когда создавались отряды вооруженных воинов нацеленных на захват добычи, в том числе и у своих соплеменников, так что получше укрепить своё поселение никогда не мешало:
Располагались они, как бы "гнёздами", когда несколько городищ и селищ находились не далеко друг от друга, в поле зрения. Расстояния уже между такими группами составляли по несколько десятков километров. Похоже на то, что рядом селились родственники, создавая родовую общину, что говорит о росте населения.
Нужно отметить тот факт, что такие группы поселений создавались вблизи выхода на поверхность железорудных месторождений. Действительно, это была культура освоившая металлургию железа. Но собственных железных изделий у них было мало. Делали самое необходимое, видно производство железа давалось им с трудом, технология ещё не была отточена на должном уровне (об этом уже говорилось выше)
Бронзовое оружие они приобретали у скифов:
Орудия труда и бытовые предметы большей частью производились из кости, камня, и даже глины, как те же пряслица или грузила:
К одной из загадок Городецкой АК относится тот факт, что на сегодняшний день не найдено захоронений этой культуры. Косвенно это может указывать на то, что у них ещё не развилось социальное расслоение: знать ещё не оторвалась от простых общинников на столько, чтобы ввести в практику особых (богатых) для себя захоронений. По всей видимости у них ещё был родовой строй.
Основным занятием жителей Городецкой культуры было скотоводство, а также мотыжное земледелие, как вспомогательные: собирательство, бортничество, рыбалка, охота. Охотились на разную дичь, была даже своеобразная специализация: учёные установили, что, например, для охоты на бобра специально изготовлялся костяной гарпун. Бобёр ценился за шкурку, в ход, конечно, шло и мясо, но важной добычей считалась бобровая струя, уже тогда были известны её особые свойства.
В 5 в. до н.э. городецкие племена были вытеснены скифами из Подонья. Позже их начали вытеснять из Саратовского Поволжья сарматы. Считается, что во 2 веке н. э. основная часть городецкого этноса ушла севернее, за Волгу, где они приняли участие в формировании марийского и мордовского народов, как уже упоминалось выше.
В то время, когда на Правобережье Волги процветала Городецкая АК, на её Левобережье и Прикамье, на основе Ананьинской КИО формируется Пьяноборская культура:
2 век до н.э. - 4 век н.э. — ПЬЯНОБОРСКАЯ КИО — ХУДЯКОВСКАЯ АК. Эта культура сформировалась на основе распавшейся Ананьинской КИО и просуществовала почти 6 столетий. На сегодня насчитывается 175 её памятников, которые сосредоточены в трех локальных группах племён, ставших основой формировании сразу нескольких народов: марийцев, татар, чувашей, удмуртов и башкир. Нас больше интересует Худяковский этнос, южная часть которого устроилась севернее устья Камы, на современных землях Татарстана, частично в Марий Эл и Чувашии.
На карте показано, что Пьяноборская КИО не распространялась на правый берег Волги, но это не так. На территории Чувашии найдены поселения этой культуры с характерными только для неё артефактами:
При первом знакомстве с данной культурой сразу бросается в глаза интересный факт: если Ананьинская КИО обильно насыщена оружием, то в Пьяноборской культуре доля его уменьшается, зато преобладающим компонентом становится его противоположность — женские украшения. При чём, поражает их разнообразие. Об их большом количестве можно судить даже по одному могильнику — Чигондинском 15, там в женском захоронении (реконструкция ниже) их найдено было в количестве почти 400 предметов, и всё они из цветных металлов (если всё это женщина носила при жизни, то надо полагать обладала недюжинной силой):
Ниже представлена реконструкция одежды и убранство этой женщины. На её голове косынка, по венчику которой нашиты металлические бляшки, в области висков прикреплены височные подвески. Украшения на шее: гривны, нагрудники, подвески, бусы, ожерелья из стеклянных бус. Украшается область груди достаточно крупными бляхами (большая круглая бляха символизировала солнце) и подвесками. Богато украшен пояс, застёгнутый эполетовидной фибулой. Украшаются рукава по швам. Всё платье обильно украшено до подола, вместе с обувью. Все эти украшения носили, в первую очередь, магическое значение, главной целью которых было защитить тело от проникновения в него злых духов: допустим, те же швы или края считались уязвимой границей, которую необходимо было защитить. Как уже отмечалось выше: в основном эта гарнитура изготовлена из меди, бронзы, серебра, а также стекла. Стеклянные бусы были привозные, в захоронениях их найдено тысячи, значит, были налажены массовые поставки. Так, бусы-амулеты были выполнены из египетской пасты, на которые нанесены зооморфные изображения лягушек, львов, змей, скарабеев и т.д., что явно указывает на связи с Ближним Востоком и Северной Африкой:
Медные и бронзовые изделия были местного производства, ведущего свою традицию ещё с Ананьинской культуры, но появились и свои, новые формы и виды металлических изделий, как например, выше упомянутые эполетовидные фибулы-застёжки:
Как видим, военное дело во времена Пьяноборской КИО отходит на второй план, на первый выступает женщина во всей своей красе. В это время сильная половина пьяноборцев отставляет в сторону своё вековечное желание повоевать, и максимум внимания уделяет женщине. Такое чувство, что все усилия мужчин уходили на то, чтобы украсить своих дам, не жалея на это ни сил ни средств. И действительно, такого обилия женских украшений не знала ни одна культура, ни до, ни после Пьяноборской, во всех трёх её областях (в таблицах их сравнение):
Представленный выше материал взят из монографии Голдина Р.Д., Лещинская Н.А. "О пьяноборской культурно-исторической общности". Жила и процветала эта культурно-историческая общность ни много ни мало — 600 лет достигнув больших успехов в своём развитии. Но затухает она в 4 веке. Мы знаем, что в это время с востока началось нашествие гуннов, которые привели в движение сотни кочевых племён. Наступило время Великого переселения народов, затронувшее все европейские этносы. Мало кто остался в стороне. Пьяноборцы ушли с берегов Волги севернее и стали основой формирования удмуртского народа.
В этой статье представлены культуры Волго-Камского региона поздней бронзы и раннего железного века. Чётко просматривается их преемственность: Приказанская — Маклашеевская — Ананьинская — Пьяноборская. В свою очередь Приказанская КИО тоже сложилась на базе предыдущих автохтонных местных культур. Шло непрерывное развитие этого региона. На разных этапах акцент делался на развитие одной, наиболее значимой стороне материальной культуры. Например, у ананьинцев получило развитие военное дело, о чём нам говорит обилие и разнообразие вооружения, в то время, как у пьяноборцев наблюдалось большое количество и разнообразие украшений, что говорит о развитом его производстве, а также обмене и торговли. Из этого можно сделать вывод, что в рассматриваемый исторический период сложилось разделение труда не только внутри рода или селения, но уже и целые племена были подвержены специализации на определённом роде деятельности. Что является обязательным этапом зарождающейся государственности.