Найти тему

Как Демон овладел сознанием Михаила Врубеля и больше не отпустил

В Третьяковской галерее есть картина, к которой я иду в каждое свое посещение этого музея. Это - "Демон сидящий" Михаила Врубеля. "Печальный Демон, дух изгнанья" поразил меня еще в детстве, когда я увидел плохонькую репродукцию в какой-то книге, притом репродукция была даже не цветная. Но что-то затронуло тогда мою отроческую душу, и образ грустного Демона стал для меня олицетворением вселенского одиночества.

Разумеется, попав в Третьяковку, я первым делом нашел зал Врубеля.

Михаил Врубель. "Демон сидящий"
Михаил Врубель. "Демон сидящий"

Воочию "Демон" оказался поразительно красивым. Большое яркое полотно притягивало взоры. Все посетители останавливались перед ним. К тому времени я уже знал историю создания этой картины. В 1891 году к годовщине гибели Михаила Лермонова планировалось издание его собрания сочинений, и Врубелю были заказаны иллюстрации. Художник сделал 30 рисунков, притом большая их часть относилась к поэме "Демон".

Врубеля вдохновила эта юношеская романтическая поэма, рассказывающая о запретной любви Демона к Тамаре.

Михаил Врубель. «Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, 1890 г.
Михаил Врубель. «Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, 1890 г.

Да и чье сердце может остаться равнодушным, к таким, например, строкам:

"Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!"

Образ Демона, духа изгнания, символа одиночества, стремящегося, меж тем, любить, буквально овладел мыслями Михаила Врубеля. Он чувствовал душевную близость с таким персонажем.

Михаил Врубель. "Демон летящий", 1899 г.
Михаил Врубель. "Демон летящий", 1899 г.

В 1890 году он сделал эскиз большой картины - будущего "Демона сидящего", и потом начал писать ее. Мастерскую в своем московском доме Врубелю предоставил Савва Морозов, известный меценат. Художник работал, буквально, как одержимый. В образе Демона он хотел показать силу не демонического, а человеческого духа, мятущуюся, трагическую человеческую душу, полную сомнений и внутренних противоречий.

Поэтому Демон так печален. По сути, перед нами экзистенциальная картина. Те мысли, которые философы-экзистенциалисты облекали в слова, Врубель выразил через свою великолепную живопись.

Михаил Врубель. "Демон поверженный", 1902 г.
Михаил Врубель. "Демон поверженный", 1902 г.

Образ Демона не отпускал художника. Он сделал потом еще два полотна - Демон летящий и поверженный. В этих картинах, сильно вытянутых по горизонтали, Демон почти сливается с фоном. В бурном хаосе красок мы видим искаженные, изломанные черты Демона. В жизни Врубеля в это время происходили воистину трагические события - он все больше погружался в психическую болезнь. Это состояние сказалось на творчестве.

"Демона поверженного" Михаил Врубель дописывал уже совсем больным человеком. На эту картину даже физически больно смотреть, так много в ней отчаяния. Художник как будто хватается за воздух, но тщетно.

Всё разбито.

Читайте еще на моем канале:

Элегантность и качество за небольшие деньги: мои покупки в "Фамилии"

Каким становится старое сломанное кресло, когда за его реставрацию берется мастер