Категория 6+
Лучшие произведения мировой классики зачастую определяют те направления, в рамках которых они были созданы. При упоминании балета в повседневной речи на ум непосвященному слушателю приходят названия нескольких известных постановок, которые ассоциируются у них с этой сферой искусства. «Дон Кихот», «Умирающий лебедь», «Спартак», «Спящая красавица» и ещё несколько культовых названий знакомы даже человеку, не увлекающемуся балетной культурой. В этот список должен включаться еще один спектакль, без которого большая сцена лишилась бы бриллианта профессионального искусства. Речь идёт о постановке «Болеро» в исполнении заслуженного артиста России Фаруха Рузиматова.
Главный приём, делающий композицию А. Равеля настолько гипнотической и уникальной — единство мелодии на протяжении всей партии. Ключевой элемент здесь — это постоянное оркестровое крещендо. Четкий ритм, отбиваемый малым барабаном в сопровождении скрипок и виолончелей, открывает и закрывает пьесу. Он будет звучать непрерывно в течение 170 повторов; подсчитано, что за все время спектакля по барабану ударят около 4000 раз. Завлекающая мелодия четко делит постановку надвое: вторая ее часть носит более страстный, по-восточному эмоциональный характер. Музыка, постепенно усиливаясь и увеличивая звучание, приобретает все большую мощь; неумолимое, отчасти пугающее оркестровое крещендо неожиданно заканчивается к грандиозной кульминации в конце, а потом музыка резко обрывается. Все внимание зрителя сосредоточено на сольном танцоре, ведущем свою партию на пустой, затемненной сцене в тусклом красноватом свете ламп. Артист начинает свои движения медленно, в какой-то степени аккуратно, и незаметно ускоряет темп в процессе развития темы. Жесты становятся быстрее и резче, амплитуда растет, эмоции усиливают свой накал, барабаны все громче отбивают свой ритм. Фарух Рузиматов демонстрирует космическую сложность в исполнении элементов, и в течение пятнадцати минут, пока длится спектакль, оторвать взгляд от него невозможно. В конце все обрывается резко и на самой раскрученной ноте: свет исчезает, музыка перестаёт звучать. Сердце продолжает повторять размеренный ритм, и, чтобы отойти от впечатления, произведенного этим шедевром, зрителям требуется определенное время.
«Прототип главной роли этого спектакля — французский лётчик, попавший в плен в Алжире», — рассказывает Фарух «Территории высокой культуры». «Прежде чем смотреть сам балет, необходимо знать его предысторию. Чтобы образ получился максимально "выпуклым", надо узнать о его задумке все», - говорит артист.
Легенда российского балета утверждает, что достичь такого положения на мировой сцене ему помогла полная невозможность жить без танца и одержимость своим занятием, сходная с зависимостью от воздуха. Рузиматов готов выкладываться полностью и в каком-нибудь сельском клубе, и перед огромной профессиональной аудиторией: только такой подход к работе способен привести к настоящему результату. Фарух признается, что рад выступать на сцене ДК Ленсовета: по его словам, петербургская публика – самая сдержанная, но если ты заслужил ее похвалу и признание, значит, действительно представляешь из себя артиста высокого уровня. Ему удаётся совмещать базу русской классической школы и современной хореографии; Рузиматов постоянно шлифует технику, работает над артистизмом и с каждым годом становится лучше. Он рекомендует любителям балета приучать детей к искусству с малых лет: водить их сначала на шуточные, а затем на более серьёзные постановки, прививать любовь к высокой культуре и развивать у ребёнка терпение. Говоря о предстоящем концерте, Фарух подчеркивает отличия обычных представлений от Гала-концертов: на последних у артистов, как правило, очень мало времени; необходимо быстро разогнаться, войти в роль и показать зрителям мастер-класс. Напряжение на такого рода мероприятиях зашкаливает, но есть и своего рода плюсы: во время концертов можно пообщаться с иностранными артистами, завести полезные знакомства и обменяться опытом.
Легендарную постановку "Болеро" в исполнении Фаруха Рузиматова, а также другие лучшие балетные номера вы сможете увидеть на грандиозном Гала-концерте звезд балета "Созвездие классики", который состоится 16 мая в 19.00 в ДК Ленсовета.