В 1968 году психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент в школе в Сан-Франциско. В начале учебного года они протестировали учеников начальных классов и предоставили результаты теста учителям. В нем говорилось, что некоторые студенты более талантливы и имеют более высокий интеллект, чем другие.
Таким образом, преподаватели получили установку по отношению к ученикам, и их ожидания оправдались. "Талантливая" часть класса училась гораздо лучше, чем "менее умные" одноклассники. Но на самом деле настоящего тестирования не было. Как результат, психологи доказали эффективность эффекта Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона был назван в честь скульптора из древнегреческой мифологии. По легенде, он создал прекрасную статую девушки, в которую сам и влюбился. Пигмалион мечтал о том, чтобы она ожила, и боги, услышав его молитвы, выполнили просьбу.
Сам эффект действует по принципу самоисполняющихся предсказаний. Если человек убежден в какой либо идее, он всегда будет находить ей доказательство.
Эксперимент, проведенный Розенталем и Якобсоном, показал, насколько серьезно наши внутренние установки влияют на наше поведение в отношении определенных людей или событий. Так что, например, постоянно утверждая о безнадежности ребенка в математике, мы бессознательно сделаем все, чтобы найти доказательство своим словам, и реальные умственные способности ребенка будут уже ни при чем.
Эффект Пигмалиона также объясняет, почему предсказания гадалок сбываются. Ответ прост: мы сами, даже сами того не зная, делаем все, чтобы осуществить их пророчество. Когда человек слышит фразу: «Ты встретишь свою настоящую любовь в следующем месяце», он начинает направлять свое поведение и мысли на поиск именно этой любви, и действительно, с большой вероятностью он ее найдет.
Только дело вовсе не в «экстрасенсорных способностях» гадалки. На самом деле, единственное, что она помогла, - это дала установку, которую человек сделал своим убеждением.
Эффект исполняющихся предсказаний похож на самогипноз. Человек, который убежден в какой либо идее, может косвенно или непосредственно выстраивать свое поведение таким образом, чтобы ожидания воплотились.
Например, учитель, который считает, что некоторые ученики не талантливые, будет предвзято относиться к любой их деятельности. И ученики от которых ожидают плохих результатов, будут вести себя соответственно.
Поэтому так важно стараться быть объективным во всех аспектах жизни и избавляться от негативных установок по отношению к другим.