Найти тему
Плед и кофе

5 вещей, которые разрушают отношения в коллективе

Проводишь около 40 часов в неделю с коллегами? Тогда узнай о 5 вещах, которые мешают иметь хорошие отношения в коллективе.

Не знаю, как вы, а я провожу со своими коллегами 44 часа в неделю. Получается, что больше, чем с семьёй. Поэтому для меня важно поддерживать с этими людьми здоровые отношения.

Коллектив в нашем отделе небольшой и дружный – 4 человека + начальник. Мы стараемся учитывать особенности характера друг друга, уважать личные границы и терпимо относиться к некоторым недостаткам. Дружелюбная атмосфера помогает нам быть продуктивными и приносить максимальную пользу не только отделу, но и всему университету.
Когда в коллективе хороший климат, на работу ходишь с удовольствием
Когда в коллективе хороший климат, на работу ходишь с удовольствием

В самом университете работают сотни человек. И я знаю, что в других структурных подразделениях взаимоотношения между сотрудниками не такие тёплые, больше конкуренции и подковёрной борьбы. Но это не редкость для педагогических коллективов. Нас спасает то, что мы находимся вдали от главного корпуса и имеем чудесного начальника.

Но самое главное – мы стараемся избегать 5 вещей, которые разрушают отношения на рабочем месте.

1. СПЛЕТНИ

Не люблю, когда сплетничают за спиной
(photo by mohamed hassan)
Не люблю, когда сплетничают за спиной (photo by mohamed hassan)

Я считаю, что сплетни – это бич больших коллективов. Обсудить за спиной у другого его профессиональные промахи, детали личной жизни, посмеяться над «странностями» (а по сути, над вещами, которые мы не понимаем) – всё это может быть таким сладким, как любимое лакомство. Но это сеет вражду в коллективе, рождает соперничество и нездоровое желание самоутвердиться за счёт другого.

У нас в отделе мы стараемся открыто высказывать свою позицию, по возможности сразу давать понять, если чем-то недовольны, и не перемывать друг другу косточки. Конечно, это не всегда получается, но мы стремимся жить без сплетен.

У нас есть договорённость между собой: если кто-то из нас замечает, что мы скатываемся в «бездну сплетен», этот человек тут же спокойно даёт об этом знать («Давайте не будем существовать на низких вибрациях», «У нас в жизни есть дела поважнее, чем обсуждать других людей», «Опять мы скатились в эту бездну»).

Поскольку избегать сплетен – наше общее решение, то одной фразы достаточно, чтобы перестать заниматься этим «грязным делом». По возможности мы также стараемся пресекать сплетни со стороны наших посетителей или коллег из других отделов. Обычно мы просто мягко переключаем их внимание на что-то более позитивное или многозначительно вежливо молчим. Это всегда срабатывает.

2. НЕНАДЁЖНОСТЬ

Каждой команде для успеха нужны ответственные люди
(photo by Direct Media from StockSnap)
Каждой команде для успеха нужны ответственные люди (photo by Direct Media from StockSnap)

В профессиональном плане, наверное, нет ничего хуже, чем ненадёжный партнёр, особенно когда речь идёт о командной работе. Обидно, если ты выполнил свою часть проекта блестяще, а твой коллега работал «на отвали», поленился проверить информацию или бросил дело на полпути.

В следующий раз ты уже не сможешь так доверять этому человеку, вынужден будешь перепроверять его работу и злиться из-за того, что приходится тратить время на такую проверку.

Для себя я давно решила, что другого человека мне не изменить. Но я могу сделать всё, чтобы самой быть надёжным партнёром для других.

Лучший комплимент для меня – когда начальник и коллеги настолько мне доверяют, что им даже в голову не приходит мысль проверить меня. Они знают: если Лиля взялась за дело, то она доведёт его до конца и всё будет на высочайшем уровне. К этому я стремлюсь.

3. НЕПУНКТУАЛЬНОСТЬ

Непунктуальный человек тянет на дно всю команду
Непунктуальный человек тянет на дно всю команду

Срыв сроков – ещё один болезненный момент в работе, особенно если это происходит по вине одного и того же человека. Несоблюдение временных обязательств перед заказчиком создаёт напряжение во всём коллективе. Начальник нервничает, нерадивый сотрудник нервничает, атмосфера накаляется.

В этом хаосе судорожно доделывается работа, из-за спешки, как правило, появляются разные ошибки, качество страдает.

В итоге вся команда кипит от возмущения, что условный Сидоров «тянул кота за хвост, пока хвост не оторвался». Иногда приходится отвлекаться от своих задач, чтобы помочь не уложившемуся в сроки Сидорову. Это рождает злость, негодование и желание сказать непунктуальному коллеге всё, что ты о нём думаешь.

А если по окончании проекта премия Сидорова не отличается от премий других сотрудников, которые сделали свою часть работы качественно и вовремя, то в коллективе начинает зарождаться справедливое возмущение. К сожалению, в нашем отделе такое часто случается.

Но я не могу на это повлиять, поэтому стараюсь не думать об этом, а продолжать работать над повышением своего профессионального уровня. Я верю, что рано или поздно всё встанет на свои места.

4. ПРИСВОЕНИЕ СЕБЕ ЧУЖИХ ЗАСЛУГ

Примерно так выглядит в глазах коллектива тот, кто ворует чужую славу
Примерно так выглядит в глазах коллектива тот, кто ворует чужую славу

Расскажу такой случай. Около года назад наш отдел участвовал в разработке дизайна сувенирных изделий с логотипом и символикой нашего вуза. Работа велась в рамках проведения съезда ректоров. Это был большой командный проект. Со своей задачей мы справились хорошо, мероприятие прошло успешно.

И вот, спустя месяц-другой, приходит к нам какой-то преподаватель и между делом спрашивает у редактора по выпуску, кто разрабатывал дизайн бумажных стаканчиков. И наш чудесный коллега, не моргнув глазом, сказал: «Это я разрабатывал!» Мы аж замерли от такой наглости и бессовестной лжи.

Над дизайном стаканчиков трудилась заведующая нашим отделом, она подключила к этому своих друзей и потратила несколько вечеров, чтобы создать качественный продукт.

Редактор по выпуску лишь довёл начатую другими людьми работу до конца. Да и то он трудился под чутким руководством заведующей, так как без её инструкций не мог понять, что от него хотят.

И вот этот дивный сотрудник, выпятив грудь, не задумываясь ни на секунду, присвоил все лавры себе! Конечно, мы это так не оставили и всем отделом его как следует «прогрели». Человек извлёк уроки и больше так не поступает. Но этот случай врезался нам в память надолго.

Важно признавать вклад каждого члена команды, а не пытаться приписать все заслуги себе.

5. НЕУМЕНИЕ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Даже если вы предпочитаете работать один, совместная работа в команде – это то, чему вам надо научиться (photography by Jeshu John)
Даже если вы предпочитаете работать один, совместная работа в команде – это то, чему вам надо научиться (photography by Jeshu John)

Будь ты трижды суперспециалистом, невелика тебе цена, если ты не умеешь работать в команде. Важно уметь вести диалог, договариваться, признавать свою неправоту, иногда поступаться собственными привычками и интересами ради общего результата, не бояться просить помощи, ценить каждого члена команды.

У нас в отделе есть сотрудники-шустрики и сотрудники-медляки. Первые хороши в срочных проектах, где скорость важнее качества. Вторые незаменимы в больших проектах, где много кропотливой работы и достаточно времени на её выполнение. Мы стараемся учитывать эти особенности друг друга, чтобы как команда достигать лучших результатов.

Я перечислила 5 основных вещей, которые могут разрушить отношения на рабочем месте. А что можете добавить вы? Какие у вас отношения с коллегами и что вы делаете для того, чтобы создавать доброжелательную атмосферу в вашем коллективе? Поделитесь в комментариях своим опытом и наблюдениями.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал и следите за обновлениями. Впереди ещё много интересного!

С вами была © Лилия Зданевич, создатель уютного канала © «Плед и кофе»

7 мягких навыков, необходимых для успеха. Проверьте, есть ли они у вас

6 привычек, которые могут помешать стать миллионером