Найти тему
Всем балет!

Почему в балете важна координация? И можно ли ее развить, если не дана от природы

Оглавление

Когда Майю Плисецкую спросили, что главное в балете, она ответила: «Для меня — артистичность, музыкальность, танцевальность, потому что это от природы. Это и есть талант. А научить танцевать можно кого угодно. Конечно, если хорошие данные, то это просто блестяще! И хорошие данные, и эти три компонента».

Но что же главное для занятий балетом? Важная составляющая танцевальности — координация — одно из главных требований к будущему артисту балета. Особенно это актуально в наше время, когда техника балета шагнула далеко вперед, и от человеческого тела требуется невозможное. Ребенок на приёме в балетное училище в 11–12 лет едва ли сможет продемонстрировать идеальную согласованность движений, но задатки быть должны: система классического танца задействует все тело, и разобщенность делает обучение невыносимым как для ученика, так и для педагога.

Что такое координация?

Координация — способность управлять равновесием, устойчивостью и апломбом, сознательная профессиональная организация движения в определенной форме в соответствии с образом.
Считается, что координация, как и многие другие физические данные, либо дана природой, либо нет, а основные ее задатки закладываются и достигают пика своего развития в 13–14 лет (четвертый-пятый год обучения балету).

А. Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца писала: «Достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать ему ту выразительность, которая называется артистичностью».

Зачем координация в балете и танце?

Программа обучения классическому танцу устроена по принципу усложнения, и преодолевать трудности можно только с помощью хороших данных, в числе которых — координация.

Бывает так, что учащийся с плохо развитыми координационными способностями достигает вершины своего развития в балете, например, на пятом году обучения. Продолжать учёбу в этом случае можно, но это уже будет не вдумчивая работа над собой и понимание логики движений, а зазубривание, на котором далеко не уехать. Когда начинается бездумное заучивание комбинаций, заканчивается развитие, о таких учениках педагоги говорят: «Неспособный». Работа с таким учеником становится невыносима сложна, его багаж знаний внезапно оказывается переполнен. В этом случае педагог с учеником говорят на разных языках.

С каждым годом педагог задает более сложные комбинации, которые нужно схватывать, что называется, «на лету», объем информации увеличивается. Здесь на помощь приходит координация, которая помогает быстро обрабатывать и укладывать новое сначала в голове, а потом и в мышцах. В результате получается гармоничное исполнение, отличающееся легкостью, непринужденностью и артистичностью, что так восхищает зрителя. В противном случае половина материала проходит мимо учащегося, потому что его тело и мозг не предрасположены к таким нагрузкам.

Фото: ru.freepik.com, пользователь master1305
Фото: ru.freepik.com, пользователь master1305

Все поступающие координированные?

Как правило, в балет не приходят с улицы: поступлению в училище предшествуют занятия в хореографическом коллективе или художественная гимнастика. И поскольку координация развивается в среднем до 13 лет, то на момент поступления все находятся плюс-минус в равных условиях.

Следующий «отбор» происходит именно в разгар пубертатного периода, который завершается у всех в разное время и дает четкое представление о том, кто может продолжать учебу, а кто — нет. У одних учащихся до неузнаваемости меняется тело, другие — не вырастают, третьи обнаруживают склонность к полноте. А у кого-то перестает развиваться координация в самый неожиданный момент, и это самое противоречивое явление, особенно если других объективных причин к отчислению нет. Координацию нельзя оценить визуально, и только педагоги, которые работают с учащимся на постоянной основе, видят его в классе, могут понять, что новый материал будет не под силу.

Координация — это везение?

В какой-то мере — да, как и удачное сочетание физических данных для балета. Профессиональные педагоги балетных училищ не раз говорили в своих интервью: «Мы всегда принимаем кота в мешке». И с этим сложно поспорить: кроме телосложения может измениться и способность ученика к восприятию учебной программы, а это следствие недостаточного развития координации, которое выявить на приёме, когда формирование не завершено, получается далеко не всегда.

«Нет координации — меняй профессию»?

Не секрет, что далеко не каждого ученика с недостаточно развитой координацией отчисляют из балетного училища. Здесь играет роль человеческий фактор, потому что педагоги училища — живые люди, которым свойственна эмпатия. Педагоги понимают, что даже если у учащегося не сложится судьба в большом балете, образование может помочь ему найти себя в других ответвлениях профессии, где его знаний и опыта хватит, чтобы достойно выполнять обязанности.

Так, педагоги принимают решение «доучить» студента. Такие компромиссы могут и окупиться: учащийся понимает свое положение и прикладывает усилия, чтобы быть на уровне класса. Но можно ли скрыть отсутствие координации? Только большими усилиями и той самой зубрежкой. Другой вопрос, что студент всегда будет остро чувствовать, что ему нужно гораздо больше времени, чем другим, чтобы освоить новые движения. Это делает учёбу настоящим испытанием, которое не всем захочется преодолевать. Студенты всегда будут либо «тормозить» класс, либо отставать. Такие сложности могут натолкнуть студента на мысли о том, что, возможно, пора сменить профессию и найти занятие, в котором он будет гораздо успешнее.

Можно ли развить координацию?

Танцевать можно научить действительно кого угодно, если вкладывать в слово «танцевать» именно последовательное исполнение движений под музыку. Выучить порядок сможет каждый, кто окончил хореографическое училище, одни — быстрее, другие — медленнее. Но навыки человека некоординированного ограничиваются одной последовательностью движений, и каждое малейшее изменение лексики танца будет для него серьезным препятствием, которое в один момент не захочется преодолевать.

Чтобы добавить танцу душу и смысл, нужно уметь не показывать сложность техники, а это сложно сделать человеку с несогласованностью движений. Весь его танец будет сопровождаться напряжением, угловатостью и неестественностью, поскольку все мысли направлены на мысли о порядке движений. Об удовольствии и артистичности во время выступлений тоже можно забыть.

К сожалению, развить координацию можно либо до 13–14 лет, либо никогда. Николай Цискаридзе в интервью Ирине Шихман говорит: «…Они считают, что с их чудовищными способностями можно чего-либо добиться. Природа перечеркивает рядом всех стоящих. Только генетика».