Найти тему
914 подписчиков

2 ТИМОФЕЮ (ч.10): СИЛА, ПОМОГАЮЩАЯ ХРАНИТЬ СЕБЯ

«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:10-17).

Итак, Павел дал яркую картину развращенности, перечислив ее характерные черты, чтобы Тимофей знал, чего следует остерегаться вообще и в конкретных людях. Тимофей вряд ли мог надеяться избежать противления, раз даже сам Моисей не избежал его. Не уйти от него и нам. Поэтому давайте попытаемся ответить на вопрос, которым наверняка задавался и Тимофей: “Как избегать тех, кто живет в противлении учению Христа?”

СИЛА ПРИМЕРА ПАВЛА (ст. 10-13)

Павел и Тимофей последовали одному и тому же образцу. Павел пишет: “А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях...” (3:10, 11). Тимофей должен был следовать тому, что Павел назвал обобщающим словом “мое учение”. То, чему учил Павел, выдержит испытание (см. 1 Тим. 4:16; 2:7; Рим. 9:1; 2 Кор. 2:17).

Как это учение применимо к нашей жизни, становится очевидным из “жития” Павла. Хорошо, когда наставник учит своего ученика не только словами, но и делами! (См. Деян. 1:1; 1 Кор. 11:1).

Павел проповедовал и жил так потому, что в его жизни было “расположение” (“стремление”; Современный Перевод). Он неоднократно демонстрировал, что его целью было исполнять то, что Бог повелел ему (2 Кор. 5:7-11; Гал. 1:10-12). Этой цели можно было достигнуть благодаря следующему:

“Вере” (см. 1:12; 1 Тим. 1:12, 18, 19; 2 Кор. 5:7). Такая вера дает человеку силу видеть невидимое, побеждать неизбежное и осмеливаться верить в то, что человеку кажется невозможным (Евр. 11:1-3; 1 Ин. 5:4).

“Великодушию”. Многие попадут на небеса благодаря тому, что Павел не махнул рукой на братьев и не позволил трудностям отвратить его от богоугодного служения ради дела Христа (Фил. 3:7-17).

“Любви”. Это удивительное слово в разных сюжетах Нового Завета имеет самые различные оттенки значения. Любовь, о которой говорит Павел, “все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит” и “никогда не перестает” (1 Кор. 13:4-7). Какой источник силы для Тимофея и для нас с вами!

“Терпению”. Это качество является естественным следствием веры, великодушия и любви! Павел выдержал много “гонений” и “страданий” ради Христа. Узнав о его ранах и тяготах, мы поражаемся величественному духу этого человека:

«Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11:23-28).

Какой стимул для Тимофея и нас с вами не сворачивать с избранного пути!

Тимофей знал о страданиях Павла, которые ему пришлось испытать в разных местах: “в Антиохии, Иконии, Листрах” (3:11; Деян. 14:19-21; 16:1-3). Он не мог не знать, как вел себя в них Павел: апостол не просто страдал; он все “перенес”. Обрушившиеся на Павла скорби не сокрушили его, и стойкость апостола помогала Тимофею и помогает многим из нас устоять, не сломаться под тяжестью зла, выпадающего нам на долю (Иак. 1:2-4; 1 Пет. 1:6-9).

Нам не надо теряться в догадках относительно того, каким образом Павел смог все это перенести. Апостол открыл нам, как действовал в нем его дух долготерпения: “И от всех избавил меня Господь!” (3:11).

Предсказание еще больших гонений в будущем (3:12) подтверждает практическую необходимость в изучении данного материала. Павел с уверенностью называет тех, кого коснутся ожидаемые события. Испытать гонения придется “всем” (Мф. 5:10, 11; 24:9-14; Деян. 7:52). “Все” - это “желающие жить благочестиво” в противоположность тем, кто лишь напускает на себя “вид благочестия”, отрекшись от его силы (3:5).

Павел говорит, что страдать будут “благочестивые”. Кроме того, надо сказать, что здесь употреблено такое слово со значением “жить”, смысл которого - не просто существование где-либо. Это слово дзао, передающее наличие жизненной силы и энергии. Поэтому речь идет о таком образе жизни, когда исповедующие его имеют дерзновение быть солью, оживляющей общество, и светом, рассеивающим тьму, когда истина разоблачает ложь и отстаивает праведность (Мф. 5:13-16; Еф. 5:6-8). А неправедный образ жизни ведет к безрассудству и рабской зависимости от плоти.

Здесь подходит одна избитая шутка: “Мне сказали: «Бодрись! Может быть и хуже!» Я приободрился, и все действительно стало хуже!” В этой жизни всегда будут “злые люди” (3:13).

Рядом со злыми людьми упомянуты и “обманщики”. Эти люди “преуспевают во зле”. Вот уж действительно это слово рисует тех, кто уверенно шагает по избранному пути, но дело в том, что это не тот путь!

Эти люди, “вводя в заблуждение”, и сами “заблуждаются”. Перед нами классический пример того, как оправдываются пророческие слова: “Что посеет человек, то и пожнет” (см. Гал. 6:7, 8). Как они обманывали, так оказались обмануты и сами; им платили той же монетой!

Результаты вдвойне плачевны, так как обманутыми оказались все. Как жаль, что подобное поведение не прекращается, но каким верным было пророчество Павла!

СИЛА ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ (ст. 14, 15)

Слова “А ты…”, которыми начинается стих 14, настраивают Тимофея на нечто противоположное сказанному перед тем. Он не должен быть злым человеком и обманщиком. Он не должен “преуспевать во зле”, обманывать и быть обманутым. Что же должен делать Тимофей?

Наказ

Резким контрастом греховному образу жизни звучат слова, которыми Павел наставляет Тимофея: “Пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен”. Речь идет о том, чему Тимофей научился сначала от матери и бабушки (1:5), а затем от Павла (1:6; 2:1, 2).

Этот наказ обоснован, так как тому есть причина, и Павел указывает ее: “…чему научен, и что тебе вверено” (3:14; в Современном Переводе и Славянском Евангельском Обществе: “…и в чем убедился”). Как великолепно, когда человек так связан с Богом, Его Словом и Его обетованиями! Даже страдая за Его дело, мы можем быть уверены в нашей конечной победе (Евр. 11:1—12:1; Рим. 8:31-39).

Уверенность

Для Тимофея и для нас уверенность основывается на “знании”. Более сильного слова, чем употребил Павел в данном случае, нет.

Это уверенное знание получено двумя путями:

У Тимофея были выдающиеся учителя. Какие учителя могут быть лучше, чем благочестивые мать и бабушка, а вдобавок к ним и апостол Павел (3:14; 1:5, 6; 2:2)?

Он выдержал испытание временем: “…ты из детства знаешь” (3:15). Здесь вновь употреблено это сильное греческое слово ойда. Глубокое знание появилось в результате многократных испытаний и применения на практике. Принцип или идея, которые годятся в одном случае, могут оказаться неподходящими или даже неразумными в другом. А Божье Слово, если его правильно применять, никогда не подводит! Эту его надежность Тимофей глубоко усвоил с самых юных лет!

Итак, Тимофей был научен известным истинам известными учителями. Он полностью доверял и тем, и другим. Как благословенны люди, имеющие такое наследство в познании - знании истины с детства! Бог так и задумал - чтобы духовное обучение осуществлялось именно таким образом. Дадите ли вы этот замечательный опыт познания окружающим вас людям - с их самого раннего детства?

Следствия

От знания “священных писаний” родится добрый плод. Павел лаконично рисует нашу перспективу: “которые могут умудрить тебя во спасение”. Это указание на силу Писаний: они “могут”. В Евр. 4:12, 13 сказано:

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет».

Обратите внимание на то, что дают священные писания: они “могут умудрить тебя”. Эта мудрость дает конечный результат. Библия ведет людей к “спасению”. Она может вернуть нам духовное здоровье и уберечь нас от вечной погибели! А сколько платят люди за гораздо менее ценное? Им надо увидеть, какое великое богатство скрыто в священных Божьих книгах. Хорошо об этом сказал автор многих песен Сандресон:

Драгоценная божественная книга
Как драгоценна эта книга, пришедшая в наш мир по вдохновенью!
Ее заветы, будто света луч, ведут меня к спасенью.
И этот луч, пронзая ночи мрак и разгоняя тень,
Ведет меня туда, где скорби нет и нескончаем день.
Святая Библия, сокровище мое и верный мой хранитель!
Пребудь со мной, доколь не позовет меня Отец в Свою обитель.

Знание тех возможностей, той перспективы, которую предоставляет нам Библия, должно вызвать в нас искреннее желание принять участие в божественном плане - “верою”. Многие благословения пришли “через веру” (см. Еф. 2:8; Гал. 3:26, 27; Кол. 2:12; Фил. 3:9; Евр. 6:12; 11:3, 11, 28, 33, 39; 1 Пет. 1:3-5).

Этот план действует через Христа, и, соучаствуя в этом плане, мы оказываемся “в Нем”. Он есть “путь и истина и жизнь” (Ин. 14:6; Деян. 4:12; Еф. 1:3-14). Без Него мы не можем ничего, но через Него мы можем сделать все, чего Бог хочет от нас. Путь человека к спасению лежит через веру и повиновение Христу и Его заповедям (Ин. 3:16; Мк. 16:15, 16; Деян. 22:16; Евр. 5:8, 9), ибо Христос - дар нам от Бога (1 Ин. 2:1, 2; 4:14).

СИЛА ПИСАНИЯ (ст. 16, 17)

Замечательное славословие Писаниям, которое мы находим в 3:16, 17, должно вразумить нас, вызвать в нас чувство благодарности и сделать нас целеустремленными.

Писание - от Бога

Мы всегда должны помнить, что Писание - от Бога. Павел говорит: “Все Писание богодухновенно” (3:16; см. 2 Пет. 1:20, 21; Еф. 3:3-5). Писание - это не результат самовольного действия человека и не каноническое умозаключение. Это не церковный документ и не постановление собрания. Писание - от Бога. Оно дано Богом, и его учение будет стоять (см. 2:19), даже когда перестанут существовать небеса и земля (Мф. 24:35; Ин. 12:48; Ис. 55:8-11). Ни синоды, ни церковные конференции не могут сделать Писания “божественными”! Такими их сделал Бог!

Писание - это дар

Божье Слово - бесценный дар, и поэтому оно “полезно”. Это утверждение Библии о себе самой можно назвать одним из самых великих преуменьшений. Учитывая нужду человека (Рим. 3:23) и Божий план искупления (Еф. 2:1-8), слова действительно не в состоянии отразить все величие благой вести. Писание и полезно, и совершенно. Оно полезно нам для всего:

1. Божье Слово полезно для “научения”, ибо указывает направление. Наше искупление ставится в зависимость от “Мужа” и от “Плана”, от Сына и Его заповедей (Деян. 4:12; Ин. 8:31, 32; 2 Ин. 9; Рим. 1:16, 17).

Человек не умеет дать направление стопам своим (Иер. 10:23). Бывает, что путь кажется человеку прямым, но конец его - путь к смерти (Прит. 14:12). Мы явно нуждаемся в том, чтобы Писание направляло нас!

2. Писание также полезно для “обличения”, или разоблачения. Неправду надо исправлять, иначе крест превращается в посмешище (Иак. 1:21-25; 1 Ин. 2:1, 2). Библия - это орудие, которое обнажает наш грех и убеждает нас отвернуться от неправедных путей (Евр. 4:12, 13; Рим. 7:7; Тит. 1:9, 10).

Кто-то сказал о Божьем Слове: “Каждую минуту, когда я его читаю, оно либо убивает грех, либо дает добродетели одолеть его”. Писание дает нам возможность увидеть наши грехи и слабости, призывая поставить перед собой более благородные цели.

3. Писание полезно для “исправления”, или наказания. Убедив нас в нашем грехе, Писание указывает нам путь к исправлению, чтобы мы через его наставления приобрели благочестие (см. 1 Пет. 1:22—2:2). Господь имеет право наказывать, а Его Слово является мерилом (Ам. 7:7, 8), или образцом, в решении любого вопроса (2 Ин. 9).

4. Писание полезно для “наставления в праведности”, которое совершенствует. Нельзя не заметить, что это слово передает более глубокий смысл, чем просто “словесные указания”. Оно подразумевает обучение, что в свою очередь предполагает весь процесс, который формирует личность и делает человека зрелым. Зрелостью в данном случае является “праведность”.

Писание ведет нас от греха к святости, от непостоянства к вере, от жизни по законам зла к божественной природе! Какой великой движущей и преобразующей силой является истина!

Цель Писания

Цель Писания заключается в словах: “Да будет совершён Божий человек” (3:17). Каким замечательным становится это требование, если его приложить “ко всякому доброму делу” (см. Мф. 5:16; Еф. 2:10; Тит. 2:11-14).

Кто соответствует этому требованию? Никто из нас! Благодаря Богу, нашу силу мы черпаем в Нем (Еф. 6:10-13), и Он работает с нами и в нас (1 Кор. 3:9; 2 Кор. 3:5; 9:8-11; Фил. 2:12-16, особ. ст. 13; 2 Тим. 2:1). Все необходимое исходит не от нас, но мы “приготовлены”!

Бог использует всю Свою благодать, чтобы мы могли расти и идти с Его доброй вестью, активно участвуя в каждом добром деле.

Разве не точно такой же вывод сделал Павел в своем первом письме Тимофею (1 Тим. 4:16)?

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подходящее заключение для этой главы было сделано Рональдом Уордом:

«Писание вдохновенно и полезно, чтобы Божий человек, кем бы он ни был в любом конкретном случае, мог быть совершен. Этот принцип применим как к Тимофею, так и к любому другому Божьему человеку. Совершенность предполагает не его собственное, личное совершенство, а то, что он должен обладать всеми необходимыми качествами для служения. Цель заключается в том, чтобы он был приспособлен к выполнению своего долга. Если он пропитался Писанием, то уже не может быть чем-то вроде инородного тела в религиозной среде. Только так он будет приготовлен, снаряжен; на нем будет “лоск”. Он уже будет не просто хотеть (см. 2:21), но и мочь».

Если это делает Божьего человека совершенным, то глава 4 ставит перед каждым воином креста громадную задачу!

«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил