Круговорот жизни, как известно, включает в себя и смерть. В природе это особенно заметно: чтобы прожить, надо кого-то съесть, борьбу за существование, как говорится, никто не отменял. И бойко прыгающая по веточкам вашего сада синичка истребляет всяких личинок и жучков ничуть не хуже своей лесной товарки.
Инстинкт добывания себе пищи жив и у домашних животных. Однажды пришлось наблюдать забавную довольно сценку. В скверике, на полянке, кормился голубь. А к нему кралась кошка. Кралась по всем правилам, припадая к земле и чуть подрагивая кончиком хвоста. И не видела, что сзади к ней подбирается молодой и энергичный пес, который на маскировку своих намерений внимания не обращал. В общем-то вся эта сцена кончилась под смех прохожих вполне благополучно: голубь улетел, кошка успела шмыгнуть в густые кусты, а пес остался с носом. Но если присмотреться, можно иной раз и в городе углядеть кровавые драмы, какими богата жизнь природы.
Зеленый массив на территории областной психоневрологической больницы сейчас почти в центре города. А ещё сравнительно недавно был совсем на окраине. Старожилы рассказывали, что сюда, случалось, даже тетерева залетали. Не могу поручиться, что это правда, сам такого не видел. Зато поползня, к примеру, которого далеко не всегда и в лесу встретишь, здесь действительно наблюдал. И видел настоящую лесную охоту...
Солнечным январским днём прилетела в сад стайка чечёток. Серым платочком опустились на большую березу. Завозились птахи в паутине ветвей, сережки клюют. Только изредка раздается незамысловатая нежная песенка:
— Чи-чи-пьюить. Чи-чи-пьюить...
ЖизньИ вдруг... Ох, разве может быть на охоте без "вдруг". Тенью метнулась из-за соседнего дерева большая птица. Чечеток будто ветром сдуло, только повисло в воздухе едва заметное серебристое облачке инея. Но большая птица ужe делает плавный разворот и грузно усаживается там, только что копошились чечётки.
Торопливо налаживаю бинокль, вглядываюсь. Так ж есть! Сцапал-таки ястреб (по-моему, тетеревятник, но за точность своего определения не ручаюсь) одну птаху. Устроился поудобней и вмиг её расклевал. Ему, разбойнику, таких малышек, поди штук десять на день надо. Посидел ещё, покрутил головой и снялся бесшумно, вмиг paстаял.
Я пошел посмотреть, нет ли под березой каких-нибудь следов этой драмы. На недавно выпавшем снежку — слабый натрус березовых семечек и одно-единственное маленькое серенькое перышко. Вот и следы. Как будто ничего и не было...
Опубликовано в газете "Вечерняя Пермь", 25 января 1969 года.
Очерк Александра Граевского
Охота