Найти тему
С. М. А. Р. Т.

Лучшие российские военные фильмы к 9 мая.

С великим Праздником Победы, дорогие друзья! Вечная память героям, отдавшим жизнь за Родину!
С великим Праздником Победы, дорогие друзья! Вечная память героям, отдавшим жизнь за Родину!

Добрый день, друзья! Сегодня, я от всей души поздравляю вас с великим праздником победы - с 9 мая! В этот тяжелый, но, не смотря ни на что, светлый день я хотел бы пожелать нашим дорогим ветеранам, труженикам тыла, блокадникам и детям войны долгих лет жизни, здоровья и благополучия. Низкий вам поклон за ваш подвиг и чистое небо над нашими головами. Мы помним и будем помнить всегда о вашем героизме.

Прошло уже 77 лет со дня окончания самого кровопролитного конфликта в истории, но его отголоски до сих пор витают в воздухе. Десятки миллионов загубленных жизней просто не могут нам дать забыть о подобном. Каждая семья нашей любимой родины до сих пор несет отпечаток тех времен. Наши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки - наша плоть и кровь - сражались за нас тогда.

Многие не вернулись, некоторые остались калеками, кому-то посчастливилось уцелеть, но, как бы то ни было, у нашего отечества хватило сил не только победить фашистскую нечисть, но и восстановиться, и стать одной из самых передовых наций в мире. Каждый из нас должен помнить, какой дар сделали нам наши предшественники и какой ценой. Мы не должны упасть в грязь лицом перед ними.

Мне грустно видеть, что славные подвиги наших дедов забываются. Время идет и память поколений слабеет. Современные дети мало что знают о войне и, возможно, это даже хорошо. Ветеранов становится меньше с каждым днем и рано или поздно настанет день, когда Россия встретит День Победы без участников тех страшных событий. Это будет ужасный день, поистине темный и мрачный, но он будет означать новую эпоху.

Да, мир перевернет эту страницу и пойдет дальше, но пока еще наши бабушки и дедушки живы и находятся рядом с нами, обнимите их, поцелуйте и скажите как сильно вы их любите. А мне позвольте предложить вам несколько российских фильмов для вечернего просмотра в кругу семьи. Честно говоря, кино - это не совсем тот знак уважения, которого заслуживают люди, отдавшие свою жизнь, но это хотя бы что-то.

Постер к фильму "Сталинград", 2013 г.
Постер к фильму "Сталинград", 2013 г.

Сталинград. Год - 2013. Страна - Россия. Слоган - «Эпическая битва, которая переломила ход Второй Мировой Войны». Режиссер - Фёдор Бондарчук. Оценка Кинопоиска - 5.691. Оценка IMDb - 5.6.

Знаете, что мне нравится меньше всего в современных российских фильмах про ВОВ? Их откровенная развлекательность. Такое ощущение, что режиссеры просто ждут 9 мая, как продавцы тюльпанов ждут 14 февраля. Хотя почему "кажется", так оно, видимо, и есть. Каждый год стабильно снимают несколько картин, единственная цель которых - эксплуатировать людскую память о ВОВ и патриотизм.

Авторы с серьезным лицом говорят с экранов о том, что хотят отдать дать уважения героям войны, что ценят их подвиг и желают напомнить молодому поколению о том, что не так давно их предки сражались за свою отчизну не на жизнь, а на смерть. А в итоге выкатывают на глаза честной публики насквозь американизированные фильмы, напоминающие больше фантастический боевик, чем историческую драму.

Все, начиная с красочного оформления плаката и слогана на английском языке (для международного проката) до высосанного из пальца сюжета, просто кричит о том, что это кино не для народа, а для пополнения кошельков спонсоров. "Сталинград" - это именно такой образец. Федор Бондарчук отдал в разы больше чести солдатам Афганистана в своей "9 роте", чем бойцам ВОВ здесь и ему должно быть за это стыдно.

Хотя, если быть еще более честным, то ему должно быть стыдно уже на том этапе, когда он решил снимать кино о ВОВ целенаправленно для штурма "Оскара" и более ни для чего. А именно с этой целью и был снят "Сталинград", за космические, по нашим меркам, 30 миллионов долларов. Можно еще очень долго ругать продюсеров, режиссера и многих других за сомнительные мотивы, но это ничего нам не даст.

Давайте же, попытаемся закрыть глаза на откровенную продажность современных воротил от индустрии кинематографа и, абстрагировавшись от этого, оценим фильм непредвзято и безотносительно нюансов его создания. Начнем с сюжета. Цитирую оригинальный анонс. "1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, занявшие правый берег Волги. Наступление сорвано.

Разведчикам, под командованием капитана Громова, удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких уцелевших советских солдат, они находят в доме 19-летнюю Катю. Приказ отбить дом, получает немецкий офицер Кан. На фоне одного из самых кровопролитных сражений, разворачиваются истории любви и противостояния характеров."

В общем-то, описание правильное, но очень многие детали нужно пояснить и подчеркнуть. Во-первых, никакой исторической достоверностью здесь даже не пахнет и ни о каких реальных событиях речи не идет. За исключением общей картины, разумеется. Никаких достоверных данных о том, что конкретно такие вещи имели место быть нет и быть не может. Почему? Да потому что это фантастика.

С самых первых минут фильма зрителя не покидает ощущение постановочности, в самом худшем смысле этого слова. Это даже не театральная подача, а откровенная неестественность. Происходящее напоминает компьютерную игру. Как будто взято несколько игровых персонажей и помещено в некие условия, в которых нужно существовать. И персонажи эти проработаны на уровне деревянных болванчиков.

"Боты" не иначе. Здесь стоит сделать небольшую техническую ремарку. Обычно большой бюджет идет картинам на пользу. Но "Сталинград" - это совершенно не такой случай. Нет, деньги не разворовали и они не пропали зря. В принципе, видно как и на что пошла каждая копейка - в картинку. Но плюсом это не стало. Помните советские фильмы про ВОВ? Натуральные съемки, грязная одежда, никаких искусственных декораций.

Казалось, что смотришь документальный фильм, а не художественный. Но при просмотре "Сталинграда" вы даже близко не почувствуете ничего подобного. Все здесь начищено и вылизано до блеска. Безумно красивые декорации, в которых даже угол наклона рухнувших стен выверен до миллиметра. Профессиональная игра со светом, настолько крутая, что вам будет постоянно казаться, что на сцену направлены софиты.

Герои загримированные под натуральность дорогой косметикой. Наряды, порванные только там, где нужно для красивого изображения. Каждый элемент прекрасен и продуман, и, как ни парадоксально, но это огромный минус. Все настолько отталкивающе приукрашено, что постепенно становится больно это смотреть. Ни в одном другом фильме про ВОВ я не чувствовал такого отдаления от темы, как здесь. Это фильм не о войне.

Уверяю вас, пока смотришь "Сталинград" можно успеть забыть о чем собственно идет речь. Отряд разведчиков занимает дом. И на этом практически все до самого финала. Дальше начинается натянутая за уши драма и сопливая мелодрама. Солдаты сосредотачиваются на завоевании сердца молодой девушки Кати. Немецкий офицер Кан крутит шашни с русской любовницей, вместо выполнения боевой задачи.

В итоге, два с половиной часа ожидания кровавой развязки превращаются в третьесортную мыльную оперу, настолько наигранно слащавую, что за ней теряется абсолютно все остальное. Саму ВОВ здесь не назвать даже фоном. С тем же успехом, можно было наложить точно такие же события на любой подтекст. Афган, Вьетнам, Первая мировая, мирное время, да что угодно. От временного периода ничего бы не изменилось.

Возможно, Бондарчук хотел выпендриться и снять фильм о войне и при этом не о войне. Хотел вывести на первый план людские судьбы, показать, что солдаты - это не машины, что у них есть характер, чувства и желания. Но если это так, то почему образы получились настолько картонными? Игра актеров настолько топорная, а диалоги и поступки настолько нелогичные, что о сопереживании или сочувствии даже речи не идет.

Хуже того, общий монтаж и порядок подачи истории настолько сумбурны, что можно потерять нить повествования. Картина периодически напоминает набор случайно нарезанных сцен, без последовательности и смысла. Закадровый голос, принадлежащий, само собой, Бондарчуку, только усугубляет ситуацию. К моменту пафосного, трагического финала устаешь настолько, что хочется просто дождаться слова "Конец".

Вердикт - слабое, циничное и далекое от реалий войны кино. "Сталинград" - это позорный памятник российского "прогиба" под западное общество, с целью получения сомнительной выгоды. Грубый, фальшивый и бесконечно вторичный проект, не заслуживающий вашего внимания и потраченного времени. Постарайтесь не показывать этот "шедевр" детям, чтобы не искажать их видение тех великих событий.

Постер к фильму "Битва за Севастополь", 2015 г.
Постер к фильму "Битва за Севастополь", 2015 г.

Битва за Севастополь. Год - 2015. Страна - Россия, Украина. Режиссер - Сергей Мокрицкий. Оценка Кинопоиска - 7.534. Оценка IMDb - 7.1.

"Битва за Севастополь" - это уже гораздо более внятное и честное кино, с претензией на историческую достоверность. Этот фильм все еще содержит в себе явные следы западного влияния, но уже лучше их маскирует. Но давайте обо всем по порядку. Картина посвящена великой женщине, героине ВОВ, легендарному снайперу - Людмиле Павличенко. С одной стороны, мне радостно, что ей отдали дань уважения.

С другой, правда ли это почтение заслуг? Или все же попытка угодить мировому сообществу во времена расцвета тематики "сильных и независимых женщин"? Я ничего не утверждаю наверняка, но Людмилы Михайловны нет уже 47 лет. О ней изредка говорили в документальных передачах на 9 мая, писали в газетах, упоминали, когда это было нужно. Но вот на западе началось повальное увлечение феминизмом.

И внезапно появился масштабный фильм. И все это было бы лишь плодом моей фантазии и паранойей, если бы не подача материала и стиль съемки. То на чем сделаны акценты в "Битве за Севастополь" и как изображена героиня, оставляет у меня мало сомнений на счет скрытого подтекста произведения. Но я не буду пытаться навязать вам свое мнение и оставлю все на совести авторов. А сам продолжу непредвзятый анализ.

Итак, как вы уже, наверное, поняли, повествование снова довольно сильно оттянуто от ВОВ, как таковой. Тут важна лишь история становления Людмилы Павличенко и ее личная драма. И в этом, в принципе, нет ничего плохого. Как, наверняка, сказал бы режиссер "он хотел сконцентрировать внимание на характере и судьбе центрального персонажа, показать ее эмоции и переживания". И в этом даже была бы доля истины.

Благо, актерская игра здесь на голову выше, чем в "Сталинграде", да и линия рассказа более ровная. Это позволяет нам проникнуться историей знаменитой женщины-снайпера, понять ее мотивы, начать сопереживать и сочувствовать ей. Большая плотность событий и их достоверность также являются неплохим плюсом в копилку создателей. От происходящего на экране хотя бы не хочется зевать или выключить просмотр.

В определенный момент, действие полностью захватывает ваше внимание и уже не отпускает. Уровень драмы и трагизма выдержаны на достойном уровне. Перипетии биографии Людмилы Михайловны сами по себе всегда были достойны экранизации, а с небольшой долей художественного приукрашивания и вовсе сияют. Баланс биографических отступлений, любовной линии и военных сцен, в целом, неплохо соблюден.

По крайней мере, я бы не сказал, что что-то сильно перетягивает на себя одеяло. Все еще присутствует некая сумбурность в монтаже и порядке подачи сцен, но это здесь обусловлено попыткой вместить множество различных событий в ограниченный хронометраж. В общей стилистике, атмосфере и антураже присутствует налет неестественности. Все опять же слишком красиво и театрально, но тут это не так сильно выражено.

Бюджет картины в три раза меньше, чем у "Сталинграда", но в итоге это позволило сделать фильм более естественным. Дешевле он не смотрится, напротив, излишний "гламур" не режет глаз и чувствуется расстановка приоритетов режиссером. Хочется отдельно отметить музыкальное и общее звуковое сопровождение. Оно здесь на высоте. Редко в нашем кино можно встретить столь профессиональную обработку.

У авторов, в общем-то, получилось изобразить Людмилу Михайловну живой, настоящей, сильной женщиной со своими слабостями и переживаниями. Как я уже сказал выше, не без лишнего украшательства и налета феминизма, но все же. В картине, не смотря ни на что, чувствуется дух патриотизма и гордости, и это самое главное. "Битва за Севастополь" снималась для российской публики и это явно пошло на пользу.

Вердикт - не такое натуральное кино, как советские черно-белые картины, но уже не такое безнадежно фальшивое, как "Сталинград". "Битва за Севастополь" несет в себе семена нового времени, которые портят общее впечатление, но все еще пытается цепляться за свои корни и этим спасается. Данное произведение заслуживает просмотра как старшим, так и молодым поколением. Хотя бы для общего развития.

Постер к фильму "Спасти Ленинград", 2019 г.
Постер к фильму "Спасти Ленинград", 2019 г.

Спасти Ленинград. Год - 2019. Страна - Россия. Режиссер - Алексей Козлов. Оценка Кинопоиска - 5.421. Оценка IMDb - 5.8.

Пожалуй, мы переходим к самому неоднозначному фильму сегодняшней подборки. Даже более неоднозначному, чем "Сталинград". Здесь странно все - от сюжета и персонажей до подачи и стиля. Как бы я мог кратко охарактеризовать данное произведение? Наверное, как военный фильм-катастрофу с элементами мелодрамы. Думаю, что режиссер очень хотел снять что-то крайне необычное, чтобы прямо из ряда вон.

И у него получилось. В принципе, причины нестандартного подхода понятны. Сами посудите, про ВОВ снято, наверное, абсолютно все, что только можно. Каждое мало мальски значимое событие разобрано по косточкам и уже даже многое откровенно выдумано. Вот режиссерам и приходится изгаляться, чтобы выкатить что-то оригинальное. Но что это я, все твержу про необычность, а в чем она заключается молчу.

Для того, чтобы понять о чем я, достаточно почитать описание. "Сентябрь 1941 года. Юные влюблённые - сын капитана курсант-артиллерист Костя и дочь врага народа Настя - оказываются на барже №752, которая должна по Ладожскому озеру вывезти людей из блокадного Ленинграда. Старая посудина давно отслужила свой срок, но за неимением других вариантов капитан буксира соглашается взять на борт полторы тысячи пассажиров.

Но вскоре после отправки баржи в путь благоприятный прогноз погоды сменяется штормовым предупреждением." Ну что тут можно добавить? Мысленно смешайте "Титаник" с любым военным фильмом и получите что-то отдаленно похожее на "Спасти Ленинград". Как мы поняли по первым двум сегодняшним картинам, центрировать внимание зрителя можно на чем угодно. От одного здания, до тяжелой женской доли.

Но вот сделать фильм о попадании корабля в шторм во время ВОВ - это надо умудриться. А самое главное, не забыть такие обязательные элементы, как центральная любящая пара и злодей на борту. В общем-то, дело даже не в том, что все события фильма будут происходить на барже, на которую каким-то чудом загнали 1500 человек (сравнимо с Титаником), а в том, что вместо военного фильма, мы получаем мыльную оперу.

Заметьте, даже не фильм-катастрофу, а именно мыльную оперу. разумеется, можно снова сослаться на попытку заострить внимание зрителя на человеческих судьбах и характерах главных героев. Но все это снова напрочь убито актерской игрой и подачей. Образы вышли почти такими же деревянными, как в "Сталинграде", а их количество только усугубило ситуацию. Причем, очень серьезно усугубило.

Попытка напихать в кадр как можно большее количество слезливых персонажей, таких как матери с детьми и старики, смотрится неуместно и грубо. Слишком уж бросается в глаза попытка сыграть на эмоциях. Драматизм и трагизм - это неотъемлемые части военных фильмов, но не тогда, когда это сделано криво и фальшиво. Про переигровки молодых актеров я даже не буду говорить, это просто ужасное зрелище.

На протяжении фильма, складывается такое ощущение, что смотришь сериал со второго канала. Уровень актерского мастерства вот именно такой. Похвалить картину хочется разве что за грамотное использование бюджета. Он здесь еще в три раза ниже, но при этом картинка смотрится очень даже неплохо. Спасает общий аскетичный минимализм - все-таки полтора часа вы буквально смотрите на одну и ту же баржу.

В общем-то, выжать что-то большее из заданных условий было бы трудно кому-угодно. И в некоторых моментах авторов можно даже похвалить за находчивость, ведь они практически варят кашу из топора. Но в итоге "топит" этот фильм не странная задумка и не однообразие в кадре, а именно плохое исполнение. Кошмарная актерская игра и невнятная постановка - вот что по-настоящему печально и удручающе.

Из "Спасти Ленинград" могла получиться сильная, глубокая, оригинальная драма, с нотками романтики и военным антуражем, но получилось нечто промежуточное и весьма невнятное. От военной тематики и вовсе остались лишь прозрачные намеки и редкие тематические сцены, вроде бомбежки. Но и это здесь использовано лишь номинально, ради дополнительной зрелищности. Никакой дани уважения тут нет и в помине.

Вердикт - очередная слабая поделка на военную тематику, но не о войне. Попытка сделать нечто самобытное и неповторимое, которая вылилась в неприятное недоразумение, которое не стоит потраченного времени. Очередное грустное доказательство, что в 21 веке "прогнивший запад" может снять фильм о Второй Мировой Войне в разы лучше, чем народ, победивший в ней. Разочарование, не требующее внимания.

Спасибо за внимание!

Лучшие российские фильмы ужасов.

Лучшее российское фэнтези.

Лучшие российские боевики.

Фильмы о героях на пенсии, которых не надо было беспокоить.

Фильмы об охотниках на нечисть.

-5