Почему раньше не было нарушений письма, чтения и задержек психического развития?

24K прочитали

Всех приветствую на своем канале. Я педагог-психолог. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)

Разговоры о том, что раньше не было болезней, нарушений речи и всяких задержек, можно продолжать бесконечно. Но так ли это на самом деле?

Весь секрет в том, что множество болезней раньше не умели диагностировать, а если и диагностировали, то не умели лечить. Части нарушений действительно не было ( но больше органических), так как, например, детей с критической массой тела не выхаживали, и, соответственно, они умирали, сейчас они выживают, но это несет за собой наличие определенного количества людей с тяжелыми органическими нарушениями развития.

А вот детей с разными формами задержек психического развития (особенно психический инфантилизм), нарушения чтения, письма, речи как было много, так и осталось. Но почему же они не так ярко выделялись на общем фоне? Хотя не было коррекционных занятий, в таком количестве психологов, логопедов, дефектологов.

Давайте оглянемся немного назад, и люди возраста 30+ с ностальгией вспомнят веселые игры на улице: "прятки", "классики", "десяточки", "городки", "резиночки". Простые детские забавы, но за ними прячется мощнейшая коррекция речи и высших психических функций. Не верите?

Попробуем разобрать две самые популярные дворовые игры. "Резиночки" и "классики".

1. Резиночки.

Как играть?

Необходимо взять обычную бельевую резинку и сделать из нее замкнутый круг. Двое встают по бокам, растягивая резиночку до нужного натяжения, а третий прыгает определенные элементы (их можно увидеть на картинке). Есть несколько уровней сложности, которые зависят от высоты резинки. Побеждает тот, кто быстрее пройдет все уровни, если ошибаешься, начинаешь сначала.

с просторов Яндекса (хорошо показаны элементы игры)
с просторов Яндекса (хорошо показаны элементы игры)

Что развивает?

а) Общую моторику (умение прыгать, соблюдая правила)

б) координацию (прыгать необходимо, не касаясь резинки и, главное, не упасть)

в) мышление (необходимо понять правила игры, анализировать свои прыжки, чтобы прыгнуть правильно)

г) память (попробуй запомнить правильный порядок и выполнение необходимых элементов)

д) взаимодействие "глаз-нога" (рассчитывается каждый прыжок, еще и на достаточно большой скорости, ждать в этой игре тебя никто не будет)

е) речь (если ты не можешь говорить, как будешь объяснять правила новым игрокам?)

2. Классики.

Как играть?

На асфальте чертятся квадраты (варианты готовых классиков бывают разные), чаще с цифрами от 1 до 10. По очереди каждый игрок кидает камушек начиная с 1 и начинает прыгать, если не попадаешь на нужную цифру, или при прыжке ошибешься, то ход переходит к следующему игроку. Как и в резиночках, в классиках есть уровни сложности. Побеждает тот, кто быстрее пройдет все уровни.

с просторов Яндекса (виды классиков)
с просторов Яндекса (виды классиков)

Что развивает?

а) снова общая моторика + мелкая моторика ( теперь необходимо не только прыгать, но и правильно начертить сами классики, плюс знаний цифр, как минимум до 10)

б) взаимодействие "глаз-рука" + концентрация внимания + меткость (попасть в нужный квадрат, особенно, если дело идет к завершению уровня)

в) память (запомнить на какой цифре остановился сам, твои соперники, и как тебе необходимо прыгать)

г) координация, чувство равновесия и ориентация в пространстве (прыгать придется и на двух ногах, и на одной, и с закрытыми глазами)

д) коммуникация ( в процессе игры придется взаимодействовать с другими ребятами, а это требует навыков коммуникации и развитой речи, сюда же отнесем пояснение правил игры)

е) мышление (понятие и принятие правил игры, их понимание и их анализ)

И вот пока ребятки прыгают во дворе, ни о чем не подозревая, так просто в игре происходит та самая коррекция сниженного внимания, задержанного темпа развития, несформированности средств языка и многого другого.

Конечно же, я говорю о негрубых нарушениях, без органических поражений. Однако, согласитесь, такие игры являются прекрасным подспорьем для развития ребенка. А каким веселым и азартным может стать игра, так может не стоит пренебрегать такими, пусть старыми, но очень интересными играми.

А в какие игры играли вы в своем детстве? Делитесь в комментариях!

Другие мои статьи:

Почему детям скучно учиться?

Конец учебного года. "Не так страшен черт..."

Полет фантазии или ложь? Почему маленький ребенок врет?