На телеканале СПАС выходит авторская рубрика Игоря Петровского "Тест на правду", в которой он затрагивает различные вопросы христианства. В недавнем новом выпуске он затронул вопрос, который и мне долгое время не давал покоя: зачем в светлый и радостный день Христова Воскресения... ходить на кладбище!?
До сих пор мы часто на Пасху ходим на кладбище, а там зачастую раскладываем яйца, куличи, пасхи - и поминаем усопших родственников. Вместе с тем Православная Церковь резко негативно относится к этому, считая эту традицию неуместной и даже богохульной.
Ведь для наших предков, не тех, которые жили в постреволюционный период, когда всё встало с ног на голову, а для тех, которые застали жизнь дореволюционного уклада, — для них каждый обычай или каждая традиция имели совершенно четкий смысл.
Они четко знали, что и когда они едят, а в какие дни воздерживаются от определенной пищи. И они понимали, в какие дни следует веселиться и идти к живым, а в какие скорбеть и вспоминать усопших.
Им и в голову бы не пришло в день Воскресения Христа из мёртвых идти к мертвецам. Пасха Христова была праздником живых, и шли к живым.
А чтобы в пасхальной молитве почтить усопших, специально был установлен 9-й день после Пасхи, который назывался «Радоница». Вот тогда и шли на могилы родственников.
Так что же произошло с умами наших граждан, которые, считая себя верующими, практикуют чуждый православной вере кладбищенский поход на Пасху?
Оказывается, виной всему Октябрьская революция!
Та самая разруха в головах, как выразился профессор Преображенский, которая всё перевернула с ног на голову. Тогда-то вместо православной веры и традиции стали создаваться обычаи какой-то новой веры и новой религии.
В период революции большевики пытались не просто изменить существующий строй, они проводили эксперимент по созданию нового человека и новой религии.
Певец Революции Александр Блок прямо так и выражался: «Большевизм - это не о политике, это о мистике: человеческая порода должна быть заменена более совершенной породой существ».
Для идеологов большевизма Революция происходила не с государством и не в государстве, а в головах людей: на повестке было изменение вида. «Дальнейшая задача коммунизма — это выпустить улучшенное издание человека», - утверждал практик революции Троцкий.
Вячеслав Иванов, русский поэт-символист, поэтому и назвал это время «эпохой переплавки». И даже «буревестник революции» Максим Горький питал просто какой-то патологический интерес к тем самым местам, где плавили людей по живому. Постоянно ездил по лагерям: Куряжская колония, Беломорканал, Соловки…
И в восторге кричал надзирателям: «Черти драповые! Вы даже не понимаете, какое дело вы тут делаете... Перековка человека!!!».
Они ощущали себя не просто преобразователями общества, а настоящими богами, которые создают новых людей и новую религию.
Бонч-Бруевич, Троцкий, Бухарин, Сталин...
Все они прекрасно понимали, что традиционную веру не победить, и решили ее возглавить.
Вместо Святой Троицы появилась троица коммунистическая: Маркс, Энгельс, Ленин. Новым Христом стал Владимир Ульянов ... И он, также, как и Христос, победил смерть и стал бессмертным... Почти бессмертным…
Помните: «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить".
Место его погребения, та самая Щусевская пирамида (Мавзолей), была выполнена в форме религиозного храма зиккурата. Именно там - нетленные мощи нового фараона, и им поклонялась вся страна.
Первым эту религиозную параллель заметил Патриарх Тихон. А когда в Мавзолее прорвало канализацию, он сказал: «По мощам и елей»...
В новой религии была своя Пасха — весенний праздник Первомай. Вместо крестных ходов — демонстрации. Вместо икон и хоругвей — портреты вождей. Вместо крещения — целая мистерия из посвящений в октябрята, в пионеры, в комсомольцы. Вместо креста — красная звезда. Вместо красного угла с иконами — красные уголки с горнами и головами Ильича. Вместо крестного знамения — пионерский салют...
У новой религии были даже свои мученики, первым из которых был Павлик Морозов, принесший в жертву большевикам собственного отца.
Вместо Вселенских Соборов — съезды Партии...
И даже Моральный кодекс строителя коммунизма, который наспех состряпали к XXII съезду Коммунистической партии, был полностью основан на заповедях Моисея, в чём и признался Бурлацкий - один из авторов. Христианский пост в среду и пятницу был заменен на особый постный день: в 32-м году Анастас Микоян вводит «Четверг — рыбный день». Это такой мясопустный клин между средой и пятницей.
А в 1968 году суммарным тиражом в миллион экземпляров даже выпускается Настольная книга атеиста, повторяющая идею Настольной книги священнослужителя.
В общем-то, это даже не была война безбожников с верующими, это было столкновение двух мировых вер: православной и коммунистической.
А конкурентов нещадно истребляли, их храмы уничтожали, а выживших преследовали.
А во время Пасхи на пути к собору стояли специальные заградотряды из комсомольцев и дружинников, которые вылавливали идущих на службу и отвозили их за город, где им читали нотации. Домой они возвращались уже под утро, когда служба была завершена.
В это время русский народ и нашел выход: если на Пасху в храм ходить небезопасно, то посещать кладбище никто не запретит.
Советские безбожники были людьми суеверными, и на кладбищах всех оставляли в покое: и мёртвых, и живых.
Поэтому наши советские бабушки шли в Пасху на кладбище, брали с собой свечи, куличи, пасху. И там, у могил усопших, устраивали себе тихий пасхальный праздник. Кладбище стало вынужденным замещением закрытых для посещения храмов.
Сегодня этот основанный на безбожном прошлом нашей страны обычай церковным сообществом не принимается, и на Пасху каждому есть место в храме — среди живых, а не среди мертвых — на кладбище.
Вот такое вот сотворила с нами наша история! Некогда православная страна превратила свои храмы в отхожие места.
Мужик с топором захватил власть в стране... и полетели головы невинно убиенных. Как подумаешь об этом, так и жутко становится — не хотелось бы повторения такой вот переплавки человека...