Один аспект китайской системы был скопирован буквально каждой страной на Земле, но из-за евроцентрической современной истории об этом никогда не упоминалось на Западе.
Вы, должно быть, удивитесь, если никогда об этом не слышали. Система меритократической государственной службы была скопирована с Китая британцами в XIX веке.
Конфуций читал лекции своим ученикам под Абрикосовым деревом, а большинство его учеников были низкого происхождения, из бедных семей. Меритократическая система уходит корнями в конфуцианство. Конфуций считал, что любой человек независимо от рождения способен на великие дела. О мужчине следует судить по его заслугам, а не по его рождению. Абрикосовое дерево увековечено в храме Конфуция в Цюйфу, и здесь до сих пор проводятся публичные лекции по конфуцианству.
Способ выбора государственных служащих, основанный на их заслугах, восходит к династии Цинь. Когда первый император Китая объединил Империю в 221 г. до н.э., была создана новая система. Центральное правительство посылало чиновников для управления провинциями. Эта централизованная бюрократия заменила феодальную систему, при которой император или король делили империю или королевство между членами своей семьи или меньшими лордами. Централизованная бюрократия в конечном итоге превратилась в систему Имперских экзаменов во время династии Суй в 607 году нашей эры. Такого нет ни в одной стране, даже в Японии или Корее.
Британцы скопировали эту систему в 1800-х годах. Таким способом была создана современная система государственной службы. В конце концов, каждое правительство на Земле приняло эту систему — в которой профессиональных бюрократов нанимали из-за их заслуг и опыта, а не через выборы, назначения в исполнительные органы или право по рождению.
Сегодня в Китае по-прежнему существует модернизированная версия имперской системы. Ни одна страна не должна полностью копировать политическую систему другой, особенно когда не совпадает политическая традиция, но частичная адаптация — это нормально.
На Западе политики и бюрократы существуют в двух параллельных системах. Бюрократы — это неизбираемые профессиональные администраторы, которых продвигают по службе. Избранные политики занимают руководящие должности.
Это западная традиция — иметь разделённую или параллельную систему, являющуюся результатом постепенной эволюции от феодализма в Европе. Вот почему западная либеральная демократия не очень хорошо себя зарекомендовала в культурах, которые имеют радикально отличную традиционную политическую культуру.
Разница между Китаем и Западом в том, что в Китае нет политиков. Да, действительно, в Китае нет политиков.
Кто же тогда такой Си Цзиньпин? Он является государственным служащим в составе профессиональной бюрократии. Его должности дают ему иерархию уровня первого ранга в бюрократической системе. Остальные члены постоянного комитета Политбюро также имеют этот ранг. Эта иерархия охватывает всё китайское государство вплоть до деревенского уровня.
Любой человек внутри системы должен подниматься с уровня на уровень. Си Цзиньпин начал с уровня деревни и шёл через систему более 30 лет, чтобы достичь вершины. В течение этих 30 лет любой скандал или плохая работа на руководящей должности в провинции уменьшали его шансы на достижение высшей должности. Те, кто застрял на уровнях ниже в системе до достижения пенсионного возраста, будут списаны с должности кандидата на высшее руководство.
Чтобы перейти на первый уровень в системе, китайский профессиональный администратор должен занимать руководящие должности в двух разных провинциях, каждая из которых имеет размер европейской страны.
В Китае продвижение на руководящие должности никогда не основывается на игре с политикой, а высшее руководство всегда основывается на прагматических действиях. Например, экономические показатели провинции, показатели образования, политика в области защиты окружающей среды и так далее.
Еще один важный критерий — насколько хорошо вы реализовали различные политики центрального правительства. У руководителей провинций есть много места для маневра при интерпретации политики центрального правительства, и это даёт действительно талантливым администраторам возможность продемонстрировать свои способности.
Политика Китая не имеет политического подтекста. Политика, противоречащая официальной политической идеологии, может быть реализована, если это выгодно для страны. Вот почему вы не можете привязать китайское правительство и КПК к простой политической шкале: левые, правые или центристы.
Это означает, что китайское правительство и КПК беспартийны. У них нет конкретных избирателей или групп, которых они представляют. Это принципиально отличается от Запада, где политические партии и политики являются представителями некоторой части общества.
Коммунистическая партия Китая на самом деле не политическая партия, это правящая организация или правящий класс, основанный на собственных заслугах. Это не слишком отличается от бюрократического класса Императорского Китая, который выбирался на основе их результатов на Имперском экзамене.
В основе западной политической системы лежит идея разделения властей. Это происходит из децентрализованной и слабой монархической системы средневековой Европы.
Сегодняшняя политическая система почти каждой страны является копией английской парламентской системы или американской президентской системы. В странах, разработавших эти две системы, никогда не было централизованной системы. Таким образом, их разделение властей является политическим компромиссом между группами. Такой метод разделения властей на самом деле противоречит здравому смыслу для стран, которые уже имели централизованную систему.
Если вы посмотрите на мир, страны, принявшие западную систему, которая не соответствует их традиционной структуре власти, всегда будут давать несостоявшиеся государства. Или, по крайней мере, страны, которые не реализуют свой потенциал в полной мере. Индия, страны Африки, Латинская Америка, большая часть Юго-Восточной Азии...
Обратное также верно. Западная традиционная структура общества несовместима с китайской системой.
По материалам публикации (англ.).