Найти тему
Народ Востока

О еврейских корнях Пушкина

Насчет происхождения солнца русской поэзии у нас давно установился некоторый консенсус. Его род по отцовской линии относился к числу самых благородных фамилий столичного дворянства. Лучше всего Пушкины себя чувствовали в 16-17-м веке, когда некоторые из них входили в непосредственное окружение московских великих князей и царей.

Но затем многие ответвления этого семейства захудали, и к тому моменту, когда родился наше все, находились уже очень далеко от трона. Тем не менее, они помнили о своих заслуженных корнях. Согласно родословной легенде, Пушкины происходили от «мужа честна» Ратши – дружинника Александра Невского, который приехал к нему «из немец».

Мать поэта, Надежда Осиповна Ганнибал, прекрасная креолка, как называли эту женщину в ее окружении, была единственной дочкой капитана второго ранга Осипа Ганнибала. А этот человек, в свою очередь, являлся сыном широко известного «арапа Петра Великого». И вот тут начинается самое интересное.

В 1704-м году серб на русской службе Савва Рагузинский привез своему повелителю из Стамбула диковинку. Это был молодой африканец благородных кровей, который находился в Османской империи в качестве зaлoжникa. Царь Петр любил всякие необычности, приблизил пацаненка к себе, крестил, дал ему боярыню в жены и впоследствии следил за его будущим.

-2

Абрам Ганнибал, такое имя получил этот парень, не был любим русскими дворянскими кругами. Ходила даже байка, что его в Константинополе выменяли за бутылку рома. Тем не менее, этот человек дослужился до генерала и некоторое время заведовал инженерной службой всей русской армии.

Сведения о его происхождении самые туманные. По информации, известной от него самого, Абрам был сыном эфиопского князя, который владел тремя городами на побережье и в глубине африканского континента. Он называется турецким вассалом – по этой причине мальчик и попал в столицу Османской империи. Поскольку в Африке к югу от Сахары от турок зависели только прибрежные абиссинские князья, эту версию можно считать остаточно достоверной.

-3

Суть в том, что в Эфиопской империи, которая была единственным африканским государством, так и не ставшим ничьей колонией, правила династия, чьи корни возводились к царю Соломону. Этот род пришел к власти в 1270-м году, а до этого представлял из себя одну из знатных дворянских фамилий. К 18-му столетию у него имелось множество местных ответвлений. Вполне возможно, что к этому семейству относился сам Ганнибал и его знаменитый правнук.

Еврейское присутствие на этой земле действительно является фактом. До самого 20-о столетия там существовала особая группа чернокожих эфиопских евреев, которые затем репатриировались в Израиль. Возможно, что в отдаленные времена кто-то из них сумел повысить свой статус и стал князем, а затем и императором. В дальнейшем соломонова династия перешла в православие и заключала браки с другими африканцами.

Но можно ли на этом основании считать Пушкина евреем?

Нет. Даже если допустить, что он действительно является потомком кого-то из этого рода (а в Эфиопии была куча иных князей), еврейской крови у него очень мало. Допустим, одна тысячная или одна пятисотая. Мы даже африканцем его не сильно считаем, хотя о своем происхождении наше все знал и помнил.

-4

Другое дело, что он действительно интересовался еврейской культурой: написал несколько стихотворений, где фигурируют дети Сиона; получил от своей подруги перстень с надписью на иврите; сам собирался выучить этот язык. Даже на месте его последнего пристанища выгравирована звезда Давида. Но в данном случае она означает не связь с иудаизмом, а имеет христианские корни, т.е. символизирует вифлеемскую звезду. Также, это может быть связано с возможным участием в масонской ложе.