Вроде бы главным персонажем романа является Мастер, так должно быть из заглавия. Но Мастер, которого мы видим, уже болен и тускл, его возлюбленная гораздо ярче. Поэтому предлагаю поговорить о ней.
В истории романа образ Маргариты претерпел, пожалуй, самую серьёзную эволюцию. Мастер, появившийся в романе не сразу (первоначально единственным героем и рассказчиком был, собственно, сам Инженер-Консультант) в редакции начала 30-х годов именовался Фаустом. Возлюбленной Фауста была, соответственно, Гретхен, светлый персонаж, которая у Гёте к концу превращается в Вечную Женственность и спасает возлюбленного.
Однако позже в образ Маргариты влилась другая линия - французской королевы Марго, чья свадьба окончилась Варфоломеевской ночью. И, как водится у Булгакова, всё поползло и замелькало. Некоторые мотивы, изначально связанные с Гретхен (убийство ребёнка) и вовсе перекочевали на других персонажей (Фрида, которую Маргарита освобождает от НАПОМИНАНИЯ об убийстве, а это, согласитесь, не разрешение грехов). А перед нами получилась достойная прапрапраправнучка своей французской бабушки - ведьма.
РОМАН О ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ?
Роман Булгакова иногда воспринимается как роман "о великой и вечной любви", рассказать о которой обещает вторая часть. Но вот Мастер, частично приведённый в разум в клинике, в своих рассказах Бездомному называет свои чувства и состояние Маргариты куда тоньше и осторожнее. Для этих описаний гораздо больше подошли бы слова "невроз, отчаяние, суицидальное поведение". Кажется, мы поняли, чьи это проделки.
Первая встреча Мастера и Маргариты, читаем:
"Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!
Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста".
Любовь навалилась на Мастера и Маргариту, почти как желание танцевать на посетителей Грибоедова. Позже, после бала, Маргарита потребует "подать сейчас же моего любовника Мастера", что тоже как-то не вяжется с любовью, скорее, с безумной страстью. Но есть в романе и ещё кое-что интересное.
ШУТКИ ЛУНЫ
Когда начинаешь разбираться в самой волшебной частью - приключениями Маргариты, - вдруг натыкаешься на очень неожиданную деталь, которая висит, буквально, на самом видном месте и слепит глаза. Луна.
Полнолуние всегда бывает на иудейский Песах, это - обязательный признак, по которому, собственно, и отсчитывается 14 нисана. В Ершалаимской части романа Луна уместна. Потому что всё, что там происходит (разговор Иешуа с Пилатом, казнь, убийство Иуды, погребение Иешуа, диалог Пилата с Левием Матвием - уложилось в один день - 14 нисана. (И здесь роман уже не прав, ибо по Евангелию, казнь Христа произошла как минимум на следующий день -15 ).
В современной же богослужебной практике всё ещё сложнее, ибо Песах и Пасха теперь разведены. От Песаха - полторы-две недели до православной Пасхи, в зависимости от того, как выпадают воскресения (более чем на месяц, как в нынешнем году, онирасходятся редко). За это время Луна успевает убыть наполовину.
Но в романе, когда Маргарита собирается на бал (тот же вечер с четверга на пятницу) - Луна продолжает висеть полной, как ни в чём не бывало. И висит в небе всю бальную полночь, про которую Воланд говорит, что "праздничную полночь не грех и продлить". О какой полночи речь? И о каком празднике?
Возвращаемся в 1929 год. Пасха - 5 мая, соответственно, и Страстная седмица поздняя - с 29 апреля по май. О майской жаре на Патриарших упоминается в самом начале романа. Дату Песаха на 1929 год мне найти не удалось, но удалось найти расписание полнолуний - апрельское было 24 числа, а следующее - только 23 мая. Причём именно апрельское было ближе всего к полуночи - в 00.47 по Москве. НИКАКОЙ ПОЛНОЙ ЛУНЫ В ПЕРВЫХ ЧИСЛАХ МАЯ НАД МОСКВОЙ ТОРЧАТЬ НЕ МОГЛО. Луна пришла в роман из Ершалаима и "подзадержалась". Возможно, деталь была слишком хороша - в полнолуния у сумасшедших случаются обострения.
Зато в этот же промежуток между концом апреля и началом мая как раз вписывается другой праздник, по случаю которого и мог быть дан "Весенний бал" Воланда - Вальпургива ночь, сбор ведьм и прочей нечисти в ночь с 30 апреля на 1 мая. Вальпургиева ночь есть, кстати, и в "Фаусте".
Скорее всего, все эти накладки с Луной связаны с тем, что роман не завершён. Но если искать логику, там где её, возможно, и нет, можно предположить другое: Воланд давал традиционный бал в честь Вальпургиевой ночи. Для бала ему нужна была королева. Претендентка на эту роль - одержимая правнучка французской монархини - в Москве имелась давно. Но чтобы заманить её на эту роль с гарантией, и была разыграна вся история с Мастером, романом, Берлиозом и прочими.
Начало разговора о булгаковском романе - здесь и в последующих постах. А больше всякого интересного о литературе, культуре, искусстве и истории можно узнать в группе во ВКонтакте.