Найти тему
Владислав Панкратов

Как хотели реконструировать Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина

Оглавление
Тоннель на Ленинском проспекте на пересечении с ул. Дмитрия Ульянова и Университетским проспектом.
Тоннель на Ленинском проспекте на пересечении с ул. Дмитрия Ульянова и Университетским проспектом.

Здравствуйте, уважаемые и дорогие читатели и подписчики!

В этой статье расскажу о проекте реконструкции Ленинского проспекта с ликвидацией светофоров на основном ходе дороги на участке от МКАД до площади Гагарина (Третьего транспортного кольца).

История проекта

Готовьтесь к лонгриду, ибо нужно прояснить ситуацию, связанную с проектом.

В начале прошлого десятилетия с приходом нового мэра (Собянина С.С) стало очевидно, что необходимо каким-либо образом решать транспортные проблемы в городе. Особенно, пробки на дорогах.

Быстрое и популярное решение в мэрии нашли — реконструкция вылетных автомагистралей со строительством разноуровневых развязок на крупных перекрёстках, расширением полос движения и прочее-прочее.

Ленинский проспект не стал исключением. По нему готовился проект планировки по превращению дороги в полностью бессветофорную автомагистраль от МКАД до ТТК.

По масштабам реконструкции, это второй автодорожный проект в городе после «Большой Ленинградки», где также решили сделать бессветофорное движение. (прим. — Есть ещё Ярославка).

Остальным вылетным магистралям доставалось куда меньше. На них светофоры на перекрёстках и наземные пешеходные переходы всё же оставались.

Институт генплана Москвы разработал проект планировки. Оставалось его утвердить на публичных слушаниях. Для этого тиражировали информационные буклеты для населения, провели автопробег(!) в «поддержку реконструкции» и даже выпустили красивый видеоролик:

Но что-то пошло не так. Постановление об утверждении проекта планировки до сих пор висит на сайте Мэрии в антикоррупционной экспертизе, так и не подписанное мэром.

В те времена часть общественности восприняла проект в штыки и против него развернулись масштабные дебаты, к которым подключились различные рода деятели (урбанисты, блогеры, оппозиционные политики и т.д.)

Сказать, что «бурная» реакция (некоторых) жителей Москвы помешала утвердить проект планировки мэру? Отнюдь. Параллельно велись предпроектные работы по проведению «Коммунарской» линии метро в Новую Москву.

В предварительных вариациях эта линия метро должна была пройти вдоль Ленинского проспекта, чего проект реконструкции проспекта явно не учитывал, т.к. сам проект метро еще не окончательный.

Об этом же Собянин сказал на заседании мэрии города.

Скриншот-цитата фразы мэра Москвы из протокола заседания правительства Москвы.
Скриншот-цитата фразы мэра Москвы из протокола заседания правительства Москвы.

И собственно ранний вариант прохождения Коммунарской линии метро на схеме развития метро:

Раньше «Коммунарская» линия метро должна была соединиться с Рублёво-Архангельской линией метро. Схема с сайта rosmetrostroy.ru.
Раньше «Коммунарская» линия метро должна была соединиться с Рублёво-Архангельской линией метро. Схема с сайта rosmetrostroy.ru.

Возвращаемся в наше время. Коммунарская линия стала Троицкой линией и поменяла свою трассировку. Проект планировки этой линии метро частично (об этом ниже расскажу) учитывает реконструкцию Ленинского проспекта.

Эту линию уже строят, предварительные сроки открытия линии метро на участке вдоль Ленинского проспекта2024 год.

И тут мы уже приблизимся к тому моменту, когда специалисты мэрии станут анализировать транспортную ситуацию в этом направлении и крайне вероятно будут повторно рекомендовать реконструировать Ленинский проспект.

Из крупных автомобильных проектов (в пределах МКАД) осталось завершить реконструкцию Волоколамского шоссе, достроить хордовое кольцо. Начинается новый крупный автомобильный проект — дублёр Люблинской улицы.
Дублёр вряд ли будет оттягивать на себя весь столичный бюджет на автомобильное развитие. Поэтому, моё предположение, что у руководства города не будет другого более лучшего варианта по «освоению» (не люблю это слово) бюджетных средств чем реконструкция Ленинского проспекта.
Тем более, достаточно будет откорректировать старый проект планировки с учётом линии метро.

Заканчиваем с лонгридом и начинаем изучать проект реконструкции!

Планы по реконструкции Ленинского проспекта

Итак, что же хотели сделать? Объясняю просто и незамысловато.

1) Построить на основном ходе дороги две эстакады и три тоннеля.

2) Оборудовать локальные дублёры для съезда налево, направо или разворота.

3) Построить семь подземных пешеходных переходов. (Некоторые из них уже строятся в рамках Троицкой линии метро)

4) Оставить минимум три полосы для движения прямо, выделенные полосы и остановки общественного транспорта переместить на дублёры (но не везде).

5) По итогу реконструкции, увеличить разрешенный скоростной режим на части Ленинского проспекта от МКАД до ТТК с 60 км/ч до 80 км/ч.

В общем плане по реконструкции Ленинского проспекта можно посмотреть на интерактивной карте:

https://yandex.ru/maps/-/CCU4i4q1-B

Схемы и рендеры пойдут ниже. Внимание, схемы указаны без пешеходных "зебр".

Не забывайте прокручивать слайдер для просмотра всей галереи изображений.

1. Тоннель на пересечении с ул. 26-ти Бакинских Комиссаров и ул. Миклухо-Маклая

Здесь Ленинский проспект "нырнёт" под землю. Водители через локальные дублёры смогут развернуться без стоямбы на светофоре.

Поперечная связь ул. 26-ти Бакинских Комиссаров и ул. Миклухо-Маклая станет получше, т.к. общее ожидание своей фазы светофора сократится. Когда сейчас весь приоритет фазы для Ленинского проспекта.

2. Эстакада на пересечении с ул. Лобачевского и ул. Обручева

Ленинский "уйдёт" на эстакаду, а для поворота на прилегающие улицы или разворотов построят локальные дублёры. Точнее, оставят существующие проезжие части под дублёры. Эстакада будет посередине на месте разделительного газона.

Ул. Лобачевского и ул. Обручева части Южной рокады (ЮР) и эти улицы хотят расширить до 4-х полос.

Неизвестно, планируют ли сделать задел под третий уровень для ЮР, чтобы обессветофорить Южную рокаду.

3. Эстакада на пересечении с ул. Удальцова, ул. Новаторов и ул. Кравченко

Эта единая и длинная эстакада (порядка ~730 метров) над двумя перекрёстками учитывалась при размещении станции метро (!) «Новаторская» Троицкой линии.

Скриншот-цитата проекта планировки Троицкой линии метро от "Улицы Новаторов" до "Севастопольского проспекта".
Скриншот-цитата проекта планировки Троицкой линии метро от "Улицы Новаторов" до "Севастопольского проспекта".

4. Тоннель на пересечении с Ломоносовским проспектом

Этот тоннель исчез из упомянутого проекта планировки линии метро. Видимо, строить тоннель над подземкой не вариант.

Внимание на перекрёсток с Ломоносовским проспектом. Схема от Института генплана Москвы.
Внимание на перекрёсток с Ломоносовским проспектом. Схема от Института генплана Москвы.

Зато оставили в красных линиях тоннель времён Четвёртого транспортного кольца в створе Ломоносовского проспекта!

Просто забыли скорректировать красные линии или здесь будет проектироваться эстакада? Ответа пока у меня нет. Рендер же ниже.

"Исторический" рендер тоннеля на Ленинском проспекте под Ломоносовским проспектом. Скорее всего, его уже не построят.
"Исторический" рендер тоннеля на Ленинском проспекте под Ломоносовским проспектом. Скорее всего, его уже не построят.

5. Тоннель на пересечении с Университетским проспектом и улицей Дмитрия Ульянова

Последний тоннель на Ленинском проспекте, если считать от МКАД.

Дальше развязка на площади Гагарина и первый светофор на перекрёстке с ул. Стасовой. Но это уже сакральный центр, который трогать никто не собирается.

Хотели бы «пролетать» Ленинский проспект от МКАД до ТТК без остановки движения за?

  • 11 минут при скорости 60 км/ч.
  • 8 минут при скорости 80 км/ч.
  • 6.5 минут при скорости 100 км/ч (нештрафуемый порог скорости)

Без учёта пробок, разумеется. Что вполне достижимо вне час пика или в выходные и праздничные дни. Смотрите на бессветофорные Кутузовский проспект, Ленинградское шоссе, Ярославское шоссе и т.д.

Зачем реконструировать шоссе?

1) Повысить пропускную способность Ленинского шоссе на участке от МКАД до ТТК и создать полноценную бессветофорную магистраль, по которой без проблем можно покинуть центральную часть города и добраться до аэропорта Внуково быстрее, к примеру.

2) Улучшить поперечные связи между районами, когда пешеходы и автомобилисты не будут ждать лишние 30-60-90 секунд из-за приоритета фазы светофора Ленинского проспекта.

3) Разгрузить соседние вылетные магистрали (Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу) и забрать транзитный трафик с них, объезжающие пробки на Ленинском.

4) Наземный общественный транспорт поедет быстрее. В проекте реконструкции «Ленинского» есть спорный момент о размещении остановок на основном ходе, а не на дублёре. Для автомобилистов, это конечно не очень хорошо, но для автобусов (электробусов) так будет быстрее. Т.к. автобусам не придётся стоять на некоторых светофорах.

5) В теории, перекрытие Ленинского проспекта, когда приезжает делегация высокопоставленных лиц других государств, не вызовет полный коллапс прилегающих улиц и дорог. Ведь Ленинский проспект выведен в отдельный уровень.

6) Улучшиться экология. Как это не странно звучит, когда транспортное средство с ДВС тормозит и разгоняется на каждом светофоре (их сейчас 16 от МКАД до ТТК), то оно выделяет вредных выхлопов больше, нежели оно бы продолжало движение без промежуточных остановок до конечного пункта Б.

7) Забывать о реновации и застройке Новой Москвы и Подмосковья не стоит. Рабочие места сами по себе не появятся за МКАД, а жильё, пожалуйста. Новосёлы будут ехать на работу в Москву (в пределы МКАД).

И конечно же о местных жителях подумали. В наиболее близких домах к проспекту установили бы шумозащитное остекленение, а в некоторых местах планировалась установка шумозащитных экранов.

Сама дорога не приблизиться к жилым домам, т.к. она уже построена вблизи жилых домов (или жилые дома построили вдоль дороги). Вместо газонов обещают высадить деревья и кустарники.

И на последней ноте стоило бы сказать, что Киевское шоссе (51 км - 65 км) и М-3 «Украина» (65 км - 124 км) будут реконструировать в ближайшие годы (планы на 2021-2024 гг.), что несомненно приведёт бОльший трафик и нагрузку к Ленинскому проспекту внутри МКАД.

На этом всё! Спасибо за прочтение! Если материал был интересен, то буду благодарен за оценку статьи.

Подписывайтесь на мой канал! Я рассказываю о транспортном развитии Москвы и Подмосковья. Про планируемые автодороги, линии метрополитена, центральные диаметры и т.д. Можете предложить тему для разбора, если интересно =)

P.S. Как считаете, нужно ли убирать светофоры на Ленинском проспекте уже сегодня? Или оставить как есть, ибо развитие дороги - приток новых автомобилей в город. Пишите в комментариях! =)