Найти тему
Книжный имаджинариум

От бескамерной фотографии до фарфоровой курицы: Ласло Мохой-Надь

Оглавление

В 20-е годы центром притяжения для всех творческих деятелей стал Берлин. На каждом углу этого города слышался интернациональный говор. Новые культурные центры росли как грибы.

Среди представителей русской эмиграции в эти годы в Берлине обосновались Владимир Набоков, Илья Эринбург, Виктор Шкловский, Роман Гуль, Андрей Белый.

Как правило, большинство приехавших в столицу Веймарской республики лиц спасались от политических преследований и гражданских неурядиц у себя на родине.

Среди «новообращенных» немцев здесь оказался молодой и талантливый венгр Ласло Мохой-Надь, который бежал в Берлин от режима Михлоша Хорти.

Одна из крупнейших фигур мирового авангарда Ласло Мохой-Надь (1895-1946)
Одна из крупнейших фигур мирового авангарда Ласло Мохой-Надь (1895-1946)

Новатор в области архитектуры, живописи и фотографии, Ласло Мохой-Надь участвовал в постановках крупнейшего немецкого театрального режиссера Эрвина Пискатора и писал причудливые киносценарии.

Изобретатель фотографических эффектов

Знаменитый архитектор Вальтер Гропиус пригласил в 1923 году Мохой-Надя читать лекции в основанную им Архитектурную школу Баухауз. Именно здесь созрел талант Мохой-Надя как теоретика нового направления в искусстве.

Мохой-Надь одним из первых разглядел неоспоримые преимущества цветного кино для моделирования не образов, а света.

Выступая против станковой живописи и продолжающего традиции станковой живописи кино, Мохой-Надь предлагал расширить возможности проектора, используя движущийся свет.

Экспери­менты со светом Ласло Мохой-Надя
Экспери­менты со светом Ласло Мохой-Надя

Кроме того, в новой световой культуре должны использоваться различные искусственные источники света, рефлекторы, проекторы, поляризация и интерференция света. Для моделирования света в фильме Мохой-Надь предлагал применять «фотограмму», или бескамерную камеру. В ней возможна многоступенчатая градация цветовых оттенков.

Сюда же относится сознательное наложение друг на друга разных кинолент.

Зигфрид Гидеон вспоминал, что один раз он отдыхал с Мохой-Надем на острове Бель-Иль, рядом с Бретанью. Мохой-Надь специально отказался от удобной позиции фотографа и стал снимать объекты снизу вверх и сверху вниз. Получились «обрывающие линии» как особый художественный прием.

«Обрывающие линии» как особый художественный прием
«Обрывающие линии» как особый художественный прием

Киносценарий про курицу

Помимо основного вклада в теорию кино, живописи и фотографии, Мохой-Надь написал несколько киносценариев. Сюжетом одного из них послужил рассказ писателя и художника-дадаиста Курта Швиттерса «Августа Болте». Мохой-Надь назвал киносценарий «Курица, она и есть курица».

Надо помнить, что в описываемое время стала модной теория психоанализа Зигмунда Фрейда, а также проводились эксперименты дадаистов и сюрреалистов с изображением нереальных предметов из области человеческого подсознания.

  • В начале повествования появляется процессия, состоящая из куриных яиц разных размеров, которые передвигаются в различных направлениях.
  • Яйца оказываются на улице, под колесами автомобилей и на трамвайных путях. Некоторые из них разбиваются, но остальные продолжают свое шествие, преследуя мужчину, запрыгивая в детскую коляску и добираясь, в конце концов, до подъезда жилого дома.
Шествие куриных яиц разных размеров
Шествие куриных яиц разных размеров
  • Внезапно из подъезда выходит девушка. Теперь она преследует мужчин, бегая за ними по всему городу. Из десятка человек остается только один мужчина в маске.
  • Практически выследив его до подъезда дома, барышня поднимается по ступеням парадной лестницы, стараясь добраться до нужной квартиры. Но ее подстерегают одни неудачи: то уборщица окатывает ее помоями, то в других квартирах ее прогоняют прочь. Она лишается каждый раз одного из предметов своей одежды: шляпки, пальто, сумочки. Наконец, она находит нужную квартиру с мужчиной в маске, который безразлично на нее смотрит.
  • Внезапно появляется чиновник из ведомства записей гражданского состояния и замыкает пару в сияющее кольцо. Таким образом, образуется семья.
  • Затем в семье появляются дети, мужчина уходит на работу. Обстановка в доме убогая, дети неухоженные, женщина отчаянно бегает между ними.
  • Она смотрит в окно, где играют счастливые чужие дети, цветут деревья, прогуливаются юные барышни, проезжают по светлым дорогам автомобили.
  • В конце концов, женщина разводится с человеком в маске. После этого за ней начинают гоняться другие мужчины в масках.
  • Женщина отбрасывает свою половинку свадебного кольца (другая половинка осталась у бывшего супруга) и половинка превращается в яичную скорлупу. Она облепляет женщину, которая скатывается под гору. Когда мужчины настигают женщину, она уже превратилась в фарфоровую курицу. Крупный план: курица моргает, ее веки сделаны из гипса.

Время авангарда прошло

Неизвестно, был ли поставлен фильм по данному сценарию. Возможно, что нет. Время для экспериментов в области нового искусства подходило к концу.

В январе 1933 года к власти в Германии пришел Гитлер. В СССР авангардные течения оказались вне закона.

IV Международный Конгресс Современной Архитектуры (CIAM) прошел на пароходе «Патрис II», после чего никакие авангардные выставки не проводились.

Мохой-Надь оказался в 1937 году в Чикаго, где основал «Новый Баухауз». Европа готовилась ко Второй Мировой Войне.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!