Найти тему

«Викинги» - вольная интерпретация скандинавских саг

Викинги и скандинавская мифология – одна из самых популярных тем в искусстве. Если задаться целью и составить перечень книг, комиксов, кино и сериалов, компьютерных игр по этой тематике, то получится внушительный список. Викинги - культовые персонажи массовой культуры. Предки скандинавов и некоторых других народов, тысячу лет назад колесили по всему миру, насколько это было возможно, налаживая и портя отношения со всеми подряд. Одноименный сериал, созданный Майклом Херстом для телеканала History, повествует о Рагнаре Лодброке, скандинавском земледельце, ставшем легендарном конунгом, правившим в Дании и Швеции примерно в VIII-IX веках.

Сразу нужно отметить, что данное произведение - художественное изложение вымышленного сценария. Связано это в том числе и с тем, что достоверных источников подтверждающих существование Рагнара, нет. Подробности его жизни и деятельности известны из скандинавских саг, повествующих, как Лодброк промышлял набегами и морским разбоем. К его предполагаемым родственникам, друзьям и врагам причисляют многих заметных деятелей того времени, так что сам сериал аккуратно манипулирует историческими фактами и вымыслом, смешивая их в пользу интересного сюжета. Не смотря на это, в скандинавских странах 28 марта празднуется День Рагнара Лодброка.

На протяжении долгих шести сезонов испытываешь симпатию то к одним персонажам, то к другим, хотя, понятное дело, основной акцент сделан на самих викингов и предполагается, что зритель должен во всем их поддерживать. Отмечу, что и среди христианских персонажей попадаются интересные личности.

Сериал отлично передает атмосферу того времени, показывает взаимоотношения между людьми, не скрывая их склонность к ненависти, тщеславию, бесконечной злобе и глупости.

Само собой, нападение норманнов на Англию сопровождалось дикой резней, где не щадили ни детей, ни женщин, ни священнослужителей. Чуждая язычникам христианская вера вызывает у них только смех и отвращение. Все как один глубоко верующие люди (причем с обеих сторон конфликта). В каждом втором-третьем предложении персонажи ссылаются на богов и их стремление попасть в Вальгаллу (или рай, если речь идет о христианах). Все действия и слова продиктованы богами, за всем следит Один и прочие персонажи пантеона, от чего порой становится даже смешно. Складывается ощущение, что герои просто перекладывают ответственность за свои слова и поступки на высшие силы, от чего сами становятся лишь «сосудами для Их воли». В то же время, если неверные решения приводят их к краху, то виноватыми оказываются снова боги.

-2

Отдельно нужно отметить сцены локальных боев и целых сражений на протяжении всего сериала. Все они получились парадоксальными. С одной стороны, мурашки появляются на коже от того, что происходит на экране. Как воины стенка на стенку лезут вперед, пытаясь отрубить кому-нибудь голову или поскорее расстаться со своей. С другой стороны, невооруженным глазом видно, как глупо выглядят некоторые сцены. Наравне с мужчинами со стороны викингов воюют и женщины-воительницы, этакие валькирии, которые стремятся в Вальгаллу не хуже мужиков. Однако, многим из них топоры, мечи и щиты достались не по размеру и видно, как они прилагают усилия, для того чтобы просто их удержать, а не выпустить из рук из-за порывов ветра. Чего уж говорить про сами сражения. Статисты пачками гибнут от рук таких же статистов или от топора важного для сюжета персонажа. Массовка максимум может выдать три-четыре удара, в то время как герои выписывают пируэты и им даже хватает времени, чтобы посреди поля брани поговорить о чем-то своем.

-3

Я далек от исторических реконструкций и не проводил исследование на тему проникающей способности топора и меча сквозь кольчугу, доспехи и стеганые куртки, но на первый взгляд кажется, что множество ударов по противникам должны быть как минимум нелетальными, при этом многие валятся замертво после того как по ним по касательной пришелся один удар.

Много вопросов возникает и с перемещениями персонажей в пространстве за очень короткое время. Я прекрасно понимаю, что создатели сериала таким образом экономят время зрителя, но телепортации прям уж сильно бросаются в глаза. Вот один из сыновей Рагнара по весьма условной карте добрался до Гибралтарского пролива и пару мгновений спустя он уже высаживается на Сицилии, а придя к выводу, что там по делу разговаривать не с кем, через минуту уже бороздит пески в северной Африке. То же самое при перемещении между Данией и Англией, а потом и Исландией. Хотя это все просто мои придирки, поправьте меня, если я ошибаюсь.

-4

Говоря про сам сюжет, тут можно сделать скидку на то, что это все-таки вольная трактовка саг, поэтому лепить можно, что угодно. Правда, когда в последнем сезоне на арену цирка выходит Киевская Русь, тут начинаешь понимать, что создатели сериала вольно трактуют не только скандинавские саги. Я специально стараюсь особо не накидывать в текст спойлеров, на случай, если вы еще не смотрели сие произведение, но тут все-таки должен рассказать часть сюжета.

-5

Еще один из сыновей Рагнара спасаясь от гнева своих братьев, начинает свое путешествие по Великому шелковому пути и судьба забрасывает его в Киевскую Русь, где у руля стоит Вещий Олег в роли Данилы Козловского, который сначала катает героя на воздушном (!) шаре, а потом обещает отбить назад скандинавские земли, потому что они исторически принадлежат Олегу. При этом в сериале Русь уже во всю православная, хотя до ее крещения еще сто лет. Кроме того русы все как один в доспехах как у монголов или других кочевников, а при высадке десанта (как в Нормандии) используют лодки с гребным колесом вместо весел. Жаль, что не додумались поставить скорострельные арбалеты вместо пулеметов. При всем при этом, русы, как быстро появились в сюжете, так же быстро из него и пропали. Шестой сезон вполне мог бы обойтись и без них. Боюсь представить, что было бы, если сын Рагнара добрался бы до Китая.

Не смотря на минусы этого сериала, я могу все-таки назвать его хорошим. Долгое время я обходил его стороной, но после начала просмотра, уже не отлипнешь. Актеры играют эмоционально, и иногда действо на экране может пробить на скупую мужскую слезу. Операторская работа и музыкальное сопровождение на уровне. Компьютерная графика местами так себе, но по-другому некоторые сцены было бы невозможно снять. В общем и целом история Рагнара Лодброка и его сыновей получилась интересной и захватывающей. Если любите около историчные картины и вольная трактовка вас не пугает, то могу смело посоветовать к просмотру.

Больше интересной информации связанной с видеоиграми у нас в телеграмм канале, подписывайтесь, чтобы вступить в клуб Свидетелей заката видеоигровой индустрии

Материал подготовил: Александр Юдин