Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые#5. Три отличных крепких триллера 2021

Оглавление

Привет! Сегодня для вас свежая подборка триллеров, выпущенных совсем недавно, но скроенных по лекалам классического триллера, а потому весьма достойных внимания.

Друг напрокат

poster to "Rent-a-Pal"/2020/Jon Stevenson/monsterfest.com
poster to "Rent-a-Pal"/2020/Jon Stevenson/monsterfest.com

Существование таких картин, как "Друг напрокат", вернее дата их выхода, имеющая в графе "год" цифру "2021", удивляет и радует. Кинематограф прокладывает в жанрах триллер и хоррор сложные пути, витиеватые временные петли, создаёт перегруженные мета-истории, скрещивает стилистики, создавая эклектичные полотна, и очень часто при этом выдаёт весьма вторичный продукт с претензиями на что-то высокое. Дебютная лента Джона Стивенсона не притворяется ничем, кроме того, чем она является - атмосферным и самобытным триллером, стилизованным под 90-е и имеющим в арсенале очень интересную механику.

Да, фильм очаровывает и получает фору ещё до просмотра, описание окутывает ностальгическими волнами - "парень берёт в салоне знакомств-по-видео видеокассету, которая предлагает виртуального друга на плёнке, который обещает скрасить одиночество". Этого и вправду уже много, а вкупе с тем, что действие перенесено в 90-е, где никто не будет постоянно прикладывать к уху мобильник, это настраивает на добрый лад - на то, что ты, наконец, увидишь что-то новое.

Стартует фильм со сцены, в ходе которой Дэвид смотрит одну из анкет претенденток на знакомство, анкета записана на старую добрую VHS кассету, а девушка говорит, что её избранник должен быть сильным и самостоятельным и уж точно не должен жить в подвале маминого дома. Интуиция подсказывает - и верно - что авторы не зря начали с этого, ведь Дэвид оказывается именно таким - он живёт в доме матери, за которой ухаживает (у матери Альцгеймер, так что без трендовых социальных тем не обошлось), и его комната устроена именно в подвале. Так мы сразу понимаем, насколько тяжело Дэвиду устроить личную жизнь. Лично я никогда не слышал о салонах знакомств, использовавших видеокассеты, но уверен - они были - и фильм, раскрывая эту забытую страницу, давно вырванную из книги истории с приходом интернета, дарит очень необычную механику.

Итак, отчаявшийся Дэвид, которому никак не удается построить отношения, в один из визитов в салон находит в лотке распродажи кассету, с обложки которой приятный молодой человек обещает стать "другом напрокат". Дэвид покупает эту пленку и отправляется в свою подвальную берлогу, где постепенно втягивается в мир дружбы - некто Энди готов поделиться своими историями из жизни и взамен выслушать ваши (а что ещё нужно одинокому человеку?). Поначалу Дэвид бесится, когда Энди выдает неподходящие реплики, но вскоре подстраивается, вовремя задавая нужные вопросы (хм, а что в жизни сильно иначе?) и дело идёт на лад. Только вот в дело вмешивается девушка Лиза, чья видео-анкета на удивление совпадает с запросами Дэвида.

Лиза - волонтер, помогающий в приюте для престарелых, она отлично понимает Дэвида, и уже первое свидание проходит прекрасно - тут авторам хочется сказать "спасибо" за очень милые и теплые сцены этой встречи, они действительно выглядят максимально достоверными. Герои договариваются о следующем свидании уже завтра, но в дело вмешивается старина Энди, который с видео-пленки напоминает главному герою, что "завтра - время играть в карты". Дэвид мечется между новой страстью и Энди - человеком, который стал для него первым другом за долгое время, ничего не попросив взамен, и Дэвид чувствует себя в долгу.

Единственное, что напрягает, пока смотришь этот фильм - хороший умный психологический триллер с внятными ходами, крепкой игрой актеров и вполне уместной, а местами - прекрасной визуальной стороной - мысль, как бы авторы не испортили финал. Нет однозначного ответа, случилось ли это - с одной стороны создатели не укатили в сторону откровенной мистики, с другой - некоторых проседаний не удалось избежать. Впрочем, сложно представить идеальную концовку этого фильма. Одиночество разрушает, и эта мысль четко читается здесь. Так или иначе, фильм достоин просмотра, он дарит необычную атмосферу и запоминается, легко выделяясь благодаря стилистике и механике из массы заумных триллеров с претензией на уникальность. Пока ты ждёшь сцен, где Энди выйдет из телевизора, происходит что-то куда ужаснее - этот милый улыбчивый человек становится опасным союзником, наставником Дэвида, становится инициатором распада личности, которая так долго пыталась выкарабкаться из тесных предложенных обстоятельств.

Бар "Дубовая комната"

poster to "The Oak Room"/2020/Cody Calahan/cinest.com
poster to "The Oak Room"/2020/Cody Calahan/cinest.com

Истории дорого стоят, это уж точно. Это знают в огромных аудиториях, перегруженных кинозалах, в дорогих кабинетах и в сценарных группах. Об этом знают и в куда более скромных местах - на кухнях, в купе несущегося поезда и, конечно, в придорожных барах, отрезанных от цивилизации разыгравшейся метелью.

В истории можно много приврать, приукрасить и выдумать. А можно просто рассказать её как есть - и порой это куда страшнее любых домыслов. Эту особенность истории и разыграли, как важную карту, двое главных героев фильма - бармен Пол и приезжий паренек Стив как раз в таком баре, который и без непогоды не может похвастаться большим количеством посетителей, а уж в такую метель - только отчаянный странник зайдет сюда, желая отогреться и отдохнуть от выматывающего пути из одного города Канады в другой.

Впрочем, Стив здесь не совсем проездом - он когда-то жил здесь, и Пол узнаёт его, но не радуется этой встрече, наоборот, он негодует, ведь Стив бросил здесь отца, уехал "искать другой жизни", и даже не приехал на похороны, которые ему, Полу, пришлось оплачивать. Так что теперь вошедший в бар Стив уже несёт ношу долга, который он должен оплатить, прежде чем сможет покинуть это место. Стив предлагает историю, которая затмит наличные, и несмотря на возражения Пола начинает её рассказывать.

История гласит о бармене из "Дубовой комнаты" - бара неподалеку - который впустил посетителя прямо перед закрытием, и в ней нет ничего особенного, кроме воспоминания бармена о странном эпизоде из детства. Пол не в восторге от байки Стива, и он объявляет, что долг ей не погасишь, зато в качестве "сдачи" Пол рассказывает Стиву свою историю - о том самом отце Стива Горди, который в молодости встретил странного мужчину на попутке, обрисовавшем ему концепцию ада.

Напряжение растет, и пока Стив ждет прибытия ещё одного хмурого дяденьки, которому он также должен денег, герой убеждает Пола послушать начало истории, рассказанной ранее. И начало всё серьёзно меняет, и заставляет Пола пересмотреть свои взгляды.

poster to "The Oak Room"/2020/Cody Calahan/cthescratchcinema.com
poster to "The Oak Room"/2020/Cody Calahan/cthescratchcinema.com

Канадские создатели "Дубовой комнаты" будто пошли по следам своего соотечественника Иэна Рейда, автора книги "Думаю как всё закончить", создав два барных пространства где-то в глубине бесконечной метели, и вложив в уста героев истории, которые нельзя проверить. Когда Стив говорит, что об этих историях ещё никто не слышал, потому что непогода отрезала все коммуникации, тебя пробирает от этого ощущения - кажется в этом континууме действительно может случиться что угодно, как в непроглядной тьме. А вот правдиво ли это ощущение, или герои просто воспользовались этим раскладом, чтобы манипулировать друг другом - вопрос. Ведь история рассказанная - есть ложь. Определенно со связностью историй есть проблема - тут авторам не хватило скиллов - не хватило верных нитей и связей, и городские легенды несколько повисают в воздухе. Но атмосфера, актерская игра и энтузиазм авторов, собравших весьма вкусное кино на явно низких бюджетах - всё это внушает уважение. Если вы любитель атмосферы и не прочь поискать связи (даже там где их нет), это кино для вас.

Не говори никому

shot from "Don't Tell a Soul"/2020/Alex McAulay/scrapsfromtheloft.com
shot from "Don't Tell a Soul"/2020/Alex McAulay/scrapsfromtheloft.com

Когда, рассказывая про первый фильм, я сетовал о том, что время простых и ламповых триллеров ушло, я немного покривил душой, ведь в рукаве была ещё одна карта - с этим самым фильмом. Ещё одна совсем свежая картина из Штатов, буквальный перевод названия которой "Ни говори ни единой душе", скроена по лекалам простого на первый взгляд психологического триллера, разыгрывающего простейшую историю морального выбора, однако, фильм способен удивить, не только подкидывая новых фактов и поворотов, но и предлагая неплохое раскрытие персонажей.

В начале фильма мы знакомимся с главными персонажами - братьями Мэттом и Джоуи, которые лишились отца и живут с тяжело больной матерью, за которой им приходится ухаживать. Авторы не тянут долго с зачином, и уже в первой сцене мы видим, как старший Мэтт подговаривает младшего Джоуи влезть в дом, пустой из-за обработки инсектицидами, чтобы украсть деньги. Сразу же мы понимаем, что речь идёт о сложных подростках, и, несмотря на то, что деньги нужны на лекарства для матери Кэрол, к персонажам не особенно проникаешься теплотой, особенно к агрессивному манипулятору Мэтту.

После похищения Джоуи и Мэтт сталкиваются с мужчиной средних лет, которого принимают за охранника, он пускается в погоню, в ходе которой падает в пустой колодец, повреждает ногу и оказывается в весьма затруднительном положении - колодец находится в лесной глуши, шансов, что его услышит кто-то очень мало, и единственная его надежда - два подростка, которые более чем заинтересованы в том, чтобы он никогда не выбрался оттуда, ведь он прямой свидетель преступления.

Этой непростой ситуации морального выбора уже достаточно, чтобы переживать и наблюдать за происходящим с интересом. Конечно, братья расходятся во мнениях - более мягкий и добрый Джоуи всячески убеждает Мэтта вызволить мужчину по имени Хэмби, а после жёсткого отказа Джоуи сам устанавливает контакт с попавшим в ловушку мужчиной. Джоуи носит тому еду и одеяла, потом даёт ему рацию, а Мэтт, догадываясь об этом, звереет всё больше. Последней каплей становится вечеринка, на которую Мэтт приглашает Джоуи - когда младший брат понимает, что украденные им деньги пошли на тусовки для тинейджеров, он вступает в открытую конфронтацию с Мэттом, и тот ведёт себя очень жестоко. Тогда Джоуи, полный решимости освободить человека из колодца, узнаёт одну очень важную вещь, которая переворачивает всё с ног на голову. И наблюдать за ситуацией становится ещё интереснее.

shot from "Don't Tell a Soul"/2020/Alex McAulay/frightday.com
shot from "Don't Tell a Soul"/2020/Alex McAulay/frightday.com

Повторюсь - фильм постоянно подкидывает новые повороты, и выбор героев, узнающих новые подробности, порой весьма нетривиален. И он мог бы казаться глупым, но довольно качественное раскрытие персонажей, их бэкграунда, понимание сложной ситуации в которой они оказались - отсутствие отца, подростковый кризис, забота о матери и конкуренция друг с другом - делают выбор понятным и органичным. Именно так и должен работать грамотный триллер, давая к карте выборов и твистов легенду из погружения в персонажей. В плане технических решений здесь всё ровно, но тут и нет места CGI и стилизациям, поэтому всё в порядке. Актеры справляются со своей задачей и создают убедительные образы. Как итог - крепкий старорежимный триллер, предлагающий крепкую вилку морального выбора на самом старте, вовремя нанизывающий на острия факты, повороты и раскрытие героев, которые в каждый последующий момент оказываются перед всё более сложной ситуацией, плюс весьма прошибающий финал.

Ещё в Телеужин:

Прошлый выпуск "Свежевыжатых" - ещё три отличных свежих триллера

Лучшие триллеры 2020 и ещё лучшие хорроры 2020 по версии Телеужин

Любимые хорроры Тарантино, ужастики по совету Кинга, 11 фильмов горячо любимых Линчем

Свежий выпуск "Три пропущенных" - три ладных хоррора 2010х

Отличные свежие подборки - что посмотреть с... другом-гиком, с... другом-рокером и с... другом-игроманом