Ожидаете ли вы Божьих благословений? Многие скажут, что это неуместный вопрос: конечно, мы все их ожидаем и благодарим Бога за них.
А как вы относитесь к Его проклятиям? У нас перед ними страх, мы не хотим их. И это нормально и естественно – кто же хочет проклятий? Однако есть ситуации, когда Богу приходится произносить суровые слова.
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «Чем обкрадываем мы Тебя?» Десятинами и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:8-10).
Что такое проклятие Божие?
Книга пророка Малахии начинается с замечательных слов Господа: «Я возлюбил вас» (Мал.1:2). Это признание Бога в любви своему народу. Когда мы признаёмся в любви, что при этом чувствуем? Наверное, готовность свернуть горы ради того, чтобы нашим возлюбленным было приятно. Нам хочется вызвать ласковую улыбку на лице любимого человека, которого хотим сделать счастливым.
Но счастье порой дается очень тяжело.
Хочет ли Бог сделать Свой народ счастливым? Да. Почему? Потому что Он любит нас и любит настолько, что отдал Сына Своего на смерть вместо нас. «Положи меня как печать на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка как смерть любовь; люта как преисподняя ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением» (Песнь Песней 8:6,7). Бог любит Свой народ до смерти и смерти крестной. Он благословляет нас. Милость Его велика.
Однако мы читаем в Библии о проклятиях: «Если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца» (Мал.2:2). Почему Бог говорит такие суровые слова? Почему Он превращает благословения в проклятия?
Книга пророка Малахии – это книга суда над Божьим народом: Господь обвиняет Свой народ в кражах, прелюбодеянии, в лицемерии, в чародействах, в лжесвидетельствах, в жестокости к ближнему: «Приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:5). Также Бог обвиняет Свой народ в отсутствии почтения и любви к Нему: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «Что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?» (Мал.3:13,14).
Так могут говорить люди, совершенно далекие от Бога. Те, кому нужен не Бог, а только Его благословения или для сытой безбедной жизни, или тогда, когда им плохо.
В книге пророка Малахии написано, что люди не принимают ни обвинений Господа, ни Его любви к ним. Они задают Богу вопросы: «Чем бесславим мы Тебя?» (Мал.1:6,7); «чем прогневляем мы Его?» (Мал.2:17); «что мы говорим против Тебя?» (Мал.3:13); «чем обкрадываем мы Тебя?» (Мал.3:8).
Каков дух этих вопросов? Бунт, ропот, самооправдание и дерзость, граничащая с наглостью. Как говорится: «Ни стыда, ни совести».
Люди говорят: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа?» (Мал.3:13,14).
Не говорим ли мы сегодня что-нибудь подобное? Что мы ожидаем от Господа? Каких благословений? Что является главной целью общения с Ним? Сытая жизнь? Материальные средства? Здоровье? Царство Божие? Порой мы идем в церковь с одной только целью: получить. Взять что-то в доме Божьем, получить что-то от единоверцев, решить бытовую проблему, попросить посидеть с моим ребенком, пока я похожу по магазинам. А иногда просто банально показать себя: «Вот, мол, смотрите, какой я верующий!» Но при этом меня абсолютно не волнует ни жизнь церкви, ни состояние храма, ни отсутствие желания поделиться благой вестью с окружающими людьми.
Как благословения, которые мы имеем, могут превратиться в проклятия? «Мне не нравятся церковные служители. Я не вижу их доброго ко мне отношения. Я не получаю здесь ничего, а только жертвую, жертвую, плачу десятины, и ничего взамен. Нет, не буду более их платить. Да и со стороны членов церкви я не чувствую никакого интереса ко мне».
Нет почтения ни к служителям церкви, ни к месту поклонения. Я просто зритель и слушатель.
Не превратятся ли те духовные благословения, которые я здесь получаю от слова Божьего, в проклятия? Я выношу церкви приговор: «Здесь нет любви», и встаю в позу обиженного зрителя, не желающего пошевелить и пальцем для Божьего дела.
Нечто подобное говорил Богу отступивший народ: «В чем Ты явил любовь к нам?» (Мал.1:2). «Зачем это я буду жертвовать деньги и мое драгоценное время для церкви, когда я не вижу в ней никакого христианства?»
Вопросы в книге Малахии задают люди, которые ежедневно приносили в жертву агнцев в искупление своих грехов, участвовали в богодухновенных ярких богослужениях, имели благословения от слышания слова Божьего, но отмахнулись от этих благословений. Как до такого низкого духовного состояния мог пасть Божий народ? Что случилось? А случилось то, что они утратили чувство благодарности за все, что они имели от Господа.
Иногда мы искушаемся думать: «Раз Бог нас так любит, значит, мы можем поступать так, как нам нравится. Я могу использовать Его десятину, как хочу. Я могу приходить на богослужение, а могу и пропустить. Я могу вести себя с людьми так, как мне заблагорассудится. И я никому ничего не должен».
Но для кого Господь очищает мое сердце? Для моего эгоистичного «Я»? Нет, для Иисуса Христа. И это святое место по нашей воле оказывается занятым семью духами злейшими (Лук.11:24-26). Такое происходит всякий раз, когда мы перестаем быть благодарными Господу и воздаём славу за наши успехи только самому себе. «И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал.3:15).
Когда мы пресыщаемся Божьими благословениями или привыкаем к ним, то Его милость и любовь мы используем, чтобы проявлять вседозволенность: «Ну и что, что я курю, выпиваю, предаюсь блуду и хамлю? Бог простит, когда поставлю свечку побольше». То есть мы пользуемся Божьими благословениями так, что они превращаются в проклятия.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21).
Наше сокровище – это страх Божий.
Каков дух боящихся Господа? «Но боящиеся Господа говорят друг другу: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал.3:16-18).
Различие между боящимися Бога и надменными очень хорошо видно в церкви. Есть среди нас такие, к которым и на пушечный выстрел не подойти. Боюсь, что это относится ко мне. Что мне, гордецу, делать? Вспомнить, прежде всего, что Бог сделал для меня. Вспомнить, что Он любит меня и всё делает для моего блага, изливая благословения до избытка. И в проклятия они превращаются исключительно по моей вине. «Люди могут исповедовать веру и истину, но если это не сделает их искренними, добрыми, терпеливыми, сдержанными и духовными, то вера становится проклятием для них, а через них – проклятием миру» (Е.Уайт, «Желание веков», с.310).
Кто еще любит нас так, как Иисус Христос? Никто. Поэтому быть благодарным, сокрушенным, послушным – вот что мне, надменному, нужно сегодня. Тем более что нам дана весть: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). Это сказано и о нас, современных христианах. А выше к нам же относятся слова: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на горе Хориве для всего Израиля, равно как правила и уставы» (Мал.4:4).
Весть пророка Илии – это весть трех ангелов Откровения (Откр.14:6-13). Кто несет эту весть сегодня? Церковь тех, кто подобно Илии чисты сердцем, бескорыстны, послушны и благодарны Богу. Поэтому Верный Свидетель Иисус Христос посылает нам весть: «Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр.3:17-19).
Можем ли мы благодарить Бога за эти слова? Можем ли благодарить Его за то, что благословения Он превращает в проклятия? Да, потому что и проклятие есть проявление к нам Божьей любви. Проклятия возвращают нас на путь истинный. «Как много таких христиан, которые желают любить и служить Богу, но когда их постигает несчастье, они видят в нем не любовь Божью, а происки врага. Они плачут, ропщут, жалуются, - разве это плод Божьей любви в душе? Обладатели совершенной любви знают, что Бог не стремится причинять им вред, но печалями, страданиями и скорбями хочет сделать нас совершенными и испытать нашу веру» (Е.Уайт, «Сыновья и дочери Бога», с.195).
Мы - семья Божья. Бог - наш Отец, праведный, святой, справедливый. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» (Евр.12:5), потому что оно приносит мирный плод праведности. Чтобы привести к Себе непокорных, надменных детей, Бог допускает нам страдать, наказывая нас Своей рукой. И когда мы отступаем от Него, Его благословения превращаются в проклятия.
Но есть и обратное превращение: если мы обратимся к Господу всем сердцем и разумением своим, проклятия, посланные за наши грехи, Бог превращает в величайшие благословения так, что за проклятия мы благодарим Бога не меньше, чем за благословения. Проклятия уже не кажутся нам проклятиями, потому что они являются проявлением Божьей любви к нам. И за благословения, и за проклятия нам следует благодарить Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа. И никогда не забывать слов: «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал.1:2).