Найти тему

Аутизм. Имитация. Занятие по АВА.

Оглавление

Здравствуйте, друзья. У нас растет дочка с диагнозом Аутизм, ей восемь лет, и у дочки, как и у многих детей с РАС, хромает, мягко говоря, навык имитации.

Хотя, конечно, всегда было по разному. Напомню, что до года дочка развивалась совершенно нормально, после, видимо, что-то пошло не так, от полутора до двух я стала замечать и, в итоге, понимать, что с нами происходит. Далее были несколько лет диеты, занятия, и сейчас навык имитации лучше, чем был в два года, но хуже, чем был в один.

Итак, что же такое имитация, или подражание, и почему она так важна для развития ребенка? Я полагаю, что это один из наиважнейших навыков/умелок/способностей ребенка познавать мир и пробовать и осознавать себя в этом мире.

Имитация движений, повтор движения, фото из открытых источников.
Имитация движений, повтор движения, фото из открытых источников.

Мама кормит дочку - дочка кормит пупсика) Пусть неаккуратно, но главное - "Как мама". Папа водит машину, и сын тащит за собой на веревочке игрушечный грузовик, "как папа". Мама пьет из кружки, а не из бутылочки, и малыш тут же требует ее себе и пробует пить. Или глядишь, а ребенок снял с себя штанишки и "моет пол". Качает на качелях куклу. Крутит руль на игровой машинке на детской площадке...

Тут работает сразу так много развивающих моментов, что просто диву даешься - как, откуда малыши, которых никто никогда не учил, лезут обязательно повторять за взрослыми их действия. Во-первых, наблюдательность, ведь чтобы повторить, нужно посмотреть, во-вторых - осознание своего тела, моторика и координация действий, в третьих, сообразительность - ассоциация мира детства с миром взрослых, в третьих, со всем этим вместе идет развитие воображения и сюжетной, а потом и ролевой игры. Сделай, как девочка, прыгни, как мальчик и так далее.

Конечно, сейчас я не помню четко некоторые моменты, но я хорошо помню, как мы справляли дочке один годик. Она поднимала ручки, повторяла за нами нехитрые движения какого-то малышкового "танца", она показывала "как прыгает зайчик" - хотя ничему этому ее специально не учили, может, было и еще что-то, я просто не помню. Видимо, примерно в год и три, год и четыре месяца пошел сбой, в два года она даже не поворачивала голову на свое имя, ни о какой имитации уже не было и речи.

Далее, спустя еще какое-то время мы начали занятия АВА, и одним из первых наших заданий и был навык имитации "Делай так!" "Делай, как я".

Мы купили для этих упражнений предметы, которыми можно что-то делать, например, колокольчики, молоточки, просто какие-то палочки - можно взять обычные карандаши, чашечки, какие-то наборы цветных стаканчиков-вкладышей, кубики - главное, чтобы эти предметы были одинаковыми. Ну и в занятии нам пригодятся собственные руки и ноги)

Далее садимся друг напротив друга, если необходимо, за ребенком садится любой ассистент - ваш родственник, муж, бабушка, старший ребенок, кто угодно, либо вы сами, если вы занимаетесь с терапистом.

Терапист (вы или кто угодно) кладет перед собой и ребенком по одному одинаковому предмету, допустим, это колокольчики. Терапист берет колокольчик, звенит им и говорит: делай так или делай, как я - фраза должна быть краткой и четкой без воды, типа "смотри, какой колокольчик, он такой маленький, красивый, мелодичный, а давай послушаем, как он звенит, ой, как здорово..." - так не надо, ребенок ничего не поймет, ему будет сложно, и он не захочет ничего делать вообще и даже никакое вознаграждение не поможет. Терапист берет колокольчик, звенит им и говорит - Делай, как я! или Делай! Повторяй за мной! - если ребенок сделал хотя бы маааалееейшую попытку повторить, тут же даем ему вознаграждение, и, если надо, если дальше малейшей попытки ничего не идет - в работу вступает ассистент (вы или кто угодно), сидящий за ребенком. Ассистент своей рукой берет руку ребенка, помогает ему взять колокольчик и позвонить. Терапист хвалит ребенка и дает ему вознаграждение.

Так продолжается до тех пор, пока ребенок, допустим, четко не научился брать колокольчик, тогда ассистент помогает только "позвонить". Но и награду мы тоже даем только за "позвонить". Со временем отпадет нужда в ассистенте, и за те действия, которые ребенок научился делать, он не получает награды. Не стоит торопиться, конечно.

Также поступаем с другими предметами, и с собственными руками, ногами: вводим такие задания, как похлопать, потопать, при этом не стоит говорить: похлопай, или потопай, мы же пока не учим глаголы, мы учимся повторять движения, мы учимся азам имитации. Далее все задания можно усложнять, вводить в практику и азы рисования, например, делай так - и проводим линию на бумаге, кидаем мячики в корзину, издаем какие-то звуки, или даже разучиваем танец, например. Конечно, все зависит от состояния конкретного ребенка. Некоторым этот этап возможно, и вообще не пригодится, но нашей дочке он был необходим, и был необходим ассистент - папа. Сейчас имитация у нашей дочке все равно не на уровне обычного ребенка, к сожалению, но и подобных занятий с ней проводить уже не надо, она сама понимает, сама повторяет, иногда по просьбе, но самостоятельных сюжетных игр все равно почти нет, я уж молчу про ролевые.

Спасибо, что дочитали до конца!)

Читайте, ставьте лайки, комментируйте))) Подписывайтесь на наш канал!)