В предыдущей статье я рассказал, как я очутился в магазине Лакокрасочных материалов. Немного поднабрался опыта и ощущал себя "специалистом". Длилось это недолго, ведь руководство торжественно взвалило на меня стажеров. Я самонадеянно принялся готовить учебный план. Но оказывается есть гигантская пропасть между тем что ты используешь в практике и чему ты можешь научить. Мой энтузиазм поутих, когда я понял, что все мои знания напоминали свалку разорванной информации, в которой ориентироваться мог только я. Мне не хватало системного знания рынка. Пытаясь собрать всё в единую картину, я обратился к “свободному интернету”.
К такому хаосу я не был готов. У каждого своё мнение о краске, не выходящее за рамки специфики своей работы. Отделочники говорят только об интерьерных красках и грунтовках, авто-маляры мечут аббревиатурами и маркировками, столяры нежно втирают масла и химичат с морилками. Отличились, конечно, “независимые” блогеры. Один из представителей разделил краску на 4 категории: ВД-шка, Грунтовка, ПФ эмали и “молотковая”. Его даже не смутило что последнее это декоративный эффект, а не краска.
Одна информация противоречила другой, третья уже обветшала от старости, а некоторая оказалась банальным продуктом невежества.
Когда я уже отчаялся, возник один вопрос: “Есть ли вообще какие-то стандарты? Классификации красок?”.
Конечно же есть.
Данная классификация разработана в СССР и вполне логична.
Если посмотреть на краску, мы поймем что это не однородный материал, а сборка из нескольких компонентов. Логично разделить её по тому компоненту, что связывает их в единое целое. Таким материалом называется “связующее”. Оно же и отвечает за образование пленки на поверхности после высыхания/застывания краски.
Поэтому порой на банках мы можем увидеть маркировку, на подобии “Эмаль алкидная ПФ-115”, которое можно расшифровать следующим образом.
- Тип краски - тот эффект, который остается после застывания ЛКМ. Лаки - это прозрачное покрытие, эмали твёрдое и непрозрачное и т.д.
- Тип смол. Важнейшую роль в классификации по связующему играет тип смол/полимеров, на основе которых оно изготавливается. Так как ПФ (ПентаФталевые) изготавливается на основе алкидных смол, то часто перед самой маркировкой пишут эмаль алкидная ПФ-115. Также вы можете встретить акриловые смолы, эпоксидные, битумные и т.д.
- Связующее. Это название вещества “посредника”. Для простоты обзывается двумя буквами. Помимо ПФ, вы можете встретить АУ (алкидно-уретановые), ГФ (глифталевые), АК (полиакрилатные) и прочие.
- Спектр применения. Тут всё просто. На каком этапе и где применяется краска. 00-шпаклевка, 0-грунт, 1-наружные работы, 2-только внутренние работы (или ограниченная атмосферостойкость) и т.д.
- Каталожный номер. Самые недооцененные цифры, ибо никто на них не обращает внимание. А жаль...
Полный список типов связующих и спектров применения по ГОСТу можно найти на открытых ресурсах. Там же вы найдете дополнительные подписи. Б- без летучего растворителя, ПМ-полуматовое покрытие и прочее.
При использовании данной системы возникает ряд проблем:
- Импортные производители (внезапно) не используют ГОСТ. У них свои маркировки и стандарты.
- Для одних и тех же целей может использоваться разная краска. Разницу между которыми сможет понять технолог или профессиональный маляр.
- Розничный покупатель вряд ли самостоятельно разберётся в этих шифрах. Для него это выглядит, как тарабарщина.
- Классификация не затрагивает весь объем рынка. К примеру, сюда не впишутся “натуральные масла”, комбинированные составы (алкид/акрил), антисептики. Не говоря уж о строительной химии.
Данная классификация характерна для промышленных красок и используется на заводах, муниципальных предприятиях в машиностроении. Сейчас её активно вытесняют крупные производители со своими стандартами и системами покраски.
Сейчас в розничном сегменте производители стараются избегать аббревиатур и более внятно донести до покупателя для чего используется та или иная краска. Поэтому “Эмаль ПФ-115” превращается “Эмаль алкидная универсальная” или "эмаль для окон и дверей".
НО! Если вы хотите работать с краской, классификацию по ГОСТ нужно знать! В другой статье объясню почему.
И я пришёл к выводу: сфера сложная, объемная и единого стандарта для неё попросту не существует. Напоминает она не научную химию, а средневековую алхимию.
Поэтому я сконцентрировал обучение не на заучивании меняющегося, как химера, ассортимента, а на правильном выявлении потребностей.
Только практика, только хардкор
Мы играли в игру, где я выступал в роли покупателя и давал исходную задачу, например "мне нужно покрасить дверь", а мои стажеры в первую очередь учились задавать уточняющие вопросы. Попутно изучая ассортимент, расходы, условия нанесения. Мне оставалось только корректировать и дополнять задачу.
Этот метод, к слову, показал свою эффективность.