Привет, уникальные!
⁃ что Вы думаете об идеальном теле?
⁃ это тело, которому всё равно, что думают о нём другие [@perfpaket]
Танце вальное тело — какое оно?
Чем оно должно отличаться от тела бытового? И должно ли вообще хоть что-нибудь?
Рудольф Лабан, теоретик и практик танца, говорил, что танцовщик «учится своему телу». Танец, как искусство визуальное, предполагает некий процесс воспитания и совершенствования исполнителем своего основного инструмента.
Любой тренинг, по наблюдениям исследователя Сьюзен Фостер, создает два тела: одно — ощутимое, другое — идеальное. Из этого следует, что существует некий эстетический идеал, свойственный определённому виду танца.
Но чем определяется этот идеал?
И как преодолеть неизбежность различия «совершенного тела» в представлении исполнителя/хореографа/зрителя?
Может ли внешняя форма быть универсальной?..
Здесь много вопросов, не имеющих однозначного ответа. И ведь этот самый «идеал» - вещь субъективная. Чем большей виртуозности требует направление от своих исполнителей, тем более строгими, как правило, будут являться нормы воспитанного работающего тела.
Даже общепринятый эстетический эталон в каком-то определённом виде танца претерпевает со временем огромные изменения. (видели изображения балерин 19 века?)
Итак, возьмём для сравнения условных антагонистов: балет, как искусство наиболее регламентированное, и свободный танец, обладающий (как раз наоборот) максимально размытыми требованиями и рамками (опасно написать здесь танец«современный»: уж очень многое ему приписывается).
«Для балетного класса характерно использование зеркал, которые, с одной стороны, поощряют нарциссизм танцовщиков, а с другой, напоминают им о неадекватности или недостаточной балетности их тел», - пишет исследователь Ирина Сироткина. А для танца свободного эта «неадекватность» тела, скорее всего, прозвучит как насмешка. Ведь рамки в нём шире, а возможности, касающиеся телесных проявлений, следовательно, больше. Он обладает гораздо большей толерантностью и любовью к телесной естественности. И, пожалуй, зрителью-непрофессионалу здесь смогут помешать любые его ожидания по поводу внешней формы. Важна суть, поэтому может быть использован минимум движений. Для выражения этой сути нужна особая эмоциональная включённость, которая также нарабатывается с помощью тренинга. Любая система подготовки требует временного и энергетического ресурса.
Одно дело - вертикаль, выстраиваемая над зрителем в классическом искусстве - некое доминирование над нами и нашими несовершенными телами (ведь танцовщики в балете великолепны внешне). Другое - свободный танец, у которого нет задачи показать своё превосходство, ведь в нём заложен иной внутренний смысл и посыл. Потому зачастую его исполнители - будто люди с улицы, вышедшие из «толпы». За то в балете эффект «толпы» из одинаковых «нимф» создаётся на сцене - ещё и поэтому он требует схожести телесных фактур. Танцовщикам балета (особенно, кордебалета) на сцене свойственна анонимность. Намного более живые и разнообразные фактуры в танце свободном. Они притягивают внимание другими методами. Зритель подключается к ним с бОльшей эмпатией, чем в любовании исполнителем-виртуозом в регламентированном искусстве.
Конечно, танцевальное тело - это не только внешняя форма, но и определенная философия, ценности которой опреде ляют контуры тела, характер его движений и черты экспрессивного «я» тан цовщика. Оно рождается в неком неустойчивом сочетании этого «внешнего» и «внутреннего».
Исходя из того, что разные тела в разных танцевальных направлениях используют свои собственные методы, сочетания и транслируют разное, подход к их исследованию и профессиональной оценке тоже должен различаться.
Нельзя говорить научно о народно-сценическом танце, пользуясь методами исследователя в области хип-хоп культуры, или с позиции балетоведения оценивать свободный танец .
Субъективное видение зрителя - дело хорошее, но не должно навязываться другим, как единственное верное. А тем более, пытаться оскорбить тем самым других людей.
Давайте уважать тела: как чужие, так и свои...
Автор: Виктория Коптева
Подписывайтесь на tg-канал текстами о танце: https://t.me/posledram